Найти в Дзене
КиноДоктор

Что скрывает ложь (2000) - Жил себе мужик спокойно, но женился на вдове с ребёнком и закрутил роман с ушлой студенткой и...всё пропало

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

В 2000 году Роберт Земекис снял свои последние удачные фильмы. После уже и вспомнить нечего. Это хороший мистический триллер, который правда страдает недоработками сценария и некоторой затянутостью. Тем не менее, я бы отнёс его к числу хороших, пусть и не отличных. Отличных вообще мало, ибо люди сами очень далеки от идеала.

На главные роли Земекис сразу выбрал Харрисона Форда и Мишель Пфайффер. Другие кандидатуры даже не рассматривались. И во многом благодаря этому дуэту режиссёру удалось поддерживать интерес на протяжении всего фильма. Финал откровенно разочаровал как и то, что из не такого уж и плохого мужичка сделали прямо исчадие ада, а женский пол выставили таким белым и пушистым, хотя если разобраться... Вот и попробуем разобраться...

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Бывшая виолончелистка Клэр Спенсер (Мишель Пфайффер) и её муж Норман (Харрисон Форд), опытный учёный и профессор генетики, живут тихой жизнью в своём доме на берегу озера в Вермонте. Им он достался от отца Нормана, как и собственно работа для Нормана, так как старик был очень уважаемым и значимым специалистом в учёных кругах. Нам не говорят как долго супруги в браке. Мы лишь узнаём, что Клэр была замужем за каким-то музыкантом, от которого она родила дочь. Потом этот музыкант умер. Как и отчего - тоже умалчивается. Наркотики? Несчастный случай? Болезнь? А это важно. Приняв внимание преуспевающего профессора, Клэр выскочила за него замуж спустя три месяца знакомства. До этого Норман женат не был. Отношения супругов довольно напряжённые, особенно после того, как дочь Клэр, Кейтлин (Кэтрин Таун), уезжает в колледж.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Однажды Клэр замечает, что у их новых соседей, Мэри и Уоррена Фёр (Миранда Отто и Джеймс Ремар), случаются ссоры, и после того, как Мэри не появляется в течение нескольких дней, она начинает подозревать, что Уоррен её убил. ВОт уж точно от безделья у неё разыгралось воображение не в ту сторону. Лучше бы больше уделяла внимания мужу и домашнему очагу. Но как мы узнаем, она с самого начала обделяла Нормана вниманием, полностью отдавая его дочери. Ну а что? Хорошо устроились. Богато. Только так это можно понимать. Это я к тому, что режиссёр всё пытался из неё сделать жертву, но это вовсе не так.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Клэр начинает всё чаще ощущать невидимое присутствие в доме. Статья о Нормане в рамке падает с его стола и разбивается, что приводит Клэр к обнаружению странного ключа в вентиляционном отверстии, куда посыпались осколки стекла. Она обнаруживает, что её ванна таинственным образом наполнена горячей водой, в которой она вдруг видит отражение другой женщины. Доверившись психологу, Клэр и её подруга Джоди (Диана Скарвид) проводят неудачный спиритический сеанс в ванной. После ухода подруги, Клэр обнаруживает на запотевшем зеркале надпись: "Ты знаешь". А её компьютер необъяснимым образом вводит инициалы "MEF".

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Кстати, психолог Клэр - это что-то с чем-то. Сидит чёрный негр в тёмном погребе с чёрным абажуром и угощает красными конфетками, которую жгут язык. Ничего себе "приятная и располагающая атмосфера".

Убеждённая, что её преследует призрак Мэри Фёр, Клэр публично набрасывается с обвинениями в её убийстве на Уоррена. Но тут подходит живая и здоровая Мэри, объясняя, что она просто уезжала погостить к своей матери после ссоры с Уорреном.

Далее фотография в рамке снова падает и под её крышкой Клэр находит обрезок газетной статьи. Там есть такое имя - Мэдисон Элизабет Фрэнк... Та самая "MEF". Клэр находит мать Мэдисон и посещает спальню её дочери, где крадёт прядь волос Мэдисон и замечает фотографию, на которой у девушки необычный кулон на шее.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Выполняя ритуал из книги духов, Клэр пытается вызвать дух Мэдисон. Но случается непредвиденное. Она сама оказалась одержима духом Мэдисон. Клэр агрессивно соблазняет Нормана, шокируя его и пугая, но как только она роняет прядь её волос, то одержимость исчезает. Снова становясь собой, Клэр вспоминает подавленное воспоминание о романе Нормана со студенткой Мэдисон, который, по его признанию, произошел во время тяжёлого периода в их браке. Он был несчастлив в браке с ней, потому что от Клэр не исходило ни любви, ни тепла, ни внимания. Всё она отдавала дочери, с которой они мило и безбедно жили, к слову, за его счёт. Учиться в колледж она тоже поехала наверняка не за красивые глаза.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Но Клэр на это наплевать. Она жалеет только себя и уходит к Джоди, которая рассказывает подруге, что годом ранее она видела, как Норман был с молодой женщиной в кафе в Адаманте, соседнем городке.

Вернувшись домой, Клэр находит Нормана без сознания в ванне и с феном в руке, что, как он уверяет её, было несчастным случаем, а не попыткой самоубийства. Он говорит ей, что неуравновешенная Мэдисон пришла к ним домой и грозилась всё рассказать декану, если он порвёт с ней. А он хотел порвать. Тогда Мэдисон стала грозиться что убьёт или себя или Клэр. В это несложно поверить. Девушка была та ещё.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Но Клэр тоже не лучше. Она идёт на причал с пучком волос Мэдисон и невидимая сила затягивает её в озеро, где на дне она замечает шкатулку. Норман вытаскивает её из воды, и вместе они сжигают прядь волос Мэдисон.

Подозрения Клэр возвращаются, когда Норман заявляет, что он не знает кафе в Адаманте, где она видит такой же кулон и шкатулку для драгоценностей, как на дне, в соседнем магазине. Она вновь пошла и нырнула уже сама. Достав шкатулку из озера и открыв её ключом из офиса Нормана, Клэр находит внутри кулон Мэдисон. Она снова начинает "пилить" Нормана, который признаётся, что, однажды придя домой, обнаружил здесь Мэдисон, наглотавшуюся таблеток. Он не смог ей помочь, хоть и старался. В отчаянии Норман столкнул машину девушки в озеро с её телом внутри. Ну умерла и умерла. Но нет. Клэр заставляет его похоронить её как полагается. А это значит надо признаться. Норман якобы соглашается признаться и якобы звонит в полицию, но Клэр обнаруживает, что вместо этого он набрал 4-1-1. Делать нечего, и Норман парализует её галотаном - экспериментальный препарат, когда всё видишь, слышишь, чувствуешь, но ничего сделать не можешь. Тут режиссёр решил уже откровенно вымазать Нормана чёрной краской. Он признаётся, что убил Мэдисон, когда та пригрозила раскрыть их роман декану.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Затем Норман кладёт Клэр в ванну, наполняя её водой, чтобы инсценировать самоубийство истеричной жены. Когда он снимает кулон Мэдисон с шеи Клэр, её лицо искажается, превращаясь в труп Мэдисон, и Норман отшатывается, ударяясь головой о раковину и теряя сознание от удара. Ну дальше пойдёт уже откровенная глупость и фантастика даже для мистического фильма. Когда уровень воды поднимается, Клэр приходит в себя настолько, что частично закрывает кран одной лишь пяткой и выдергивает пробку. Она уезжает из дома на грузовичке Нормана, но он успевает догнать и запрыгнуть в кузов, после чего нападает на супругу. Вместе они въезжают в озеро, прямо в том месте, где Норман затопил автомобиль с Мэдисон. Когда он пытается утопить Клэр, труп Мэдисон хватает Нормана, позволяя Клэр освободиться, а бедняга профессор тонет, после чего призрак Мэдисон исчезает.

Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)
Кадр из фильма "Что скрывает ложь" (2000)

Позже, той же зимой, Клэр кладет розу на могилу Мэдисон. Ну а что? Всё досталось ей благодаря этой студентке. Ну а на мужа и раньше было начхать. В общем, фильм ругали как раз за плохой сценарий. Я скажу больше: с той поры пошла мода, когда все мужчины - негодяи, а все женщины (даже такие как Мэдисон) прямо-таки белые и пушистые борцы за справедливость. Это неправильно. В этом фильме совершенно нет сочувствия ни к Клэр, ни тем более к Мэдисон. Норман сам дурак, что сначала связался с непонятной вдовой с ребёнком, а потом закрутил роман с ушлой студенткой. А мог бы жить себе и наукой заниматься.

Вот такое вот кино. Повторюсь, весьма неплохое, но слишком уж однобокое.

  • Не забудьте подписаться на мой канал "Зарубежный кинопрокат в СССР".