Газета Климовского района газета "Авангард", 1973 год
№75 Этих дней не забыть
Мне исполнилось 14 лет, когда началась война. Жили мы в Климове, отец работал тогда в райисполкоме. Перед самой оккупацией района он отвёз нас в Соловьёвку и сказал:
- Живите покуда здесь. Будьте осторожны. Появится возможность — навещу. Сами искать меня не пытайтесь.
Отец был оставлен партийным руководством в партизанском отряде. Он ушёл в лес. А для нас начались мрачные дни. Чуть ли не каждый день являлись полицаи, допрашивали, где отец, когда придёт навестить. Мы отговаривались как могли. Но помогало это мало. Визиты стали учащаться, а вскоре нас предупредили: «Уходите, завтра арестуют». Уйти однако было непросто, а главное — некуда. Несколько раз скрывались мы во ржи при появлении полиции, несколько раз прятались у соседей, а однажды не успели. Вернее, не успел я. Дом окружили заранее и, когда, не ответив на стук, стал я выбирать через окно, здесь меня схватили. Несколько раз допросили в участке. Вопросы задавали обычные:
- Где отец? Где мать? Где скрываются партизаны?
До особого распоряжения оставили в Соловьёвке, посадили в подвале под замок. Отсюда через окно удалось сбежать. Внимание конвоира отвлекла старостиха, которая принесла мужу свежие яблоки. Несколько недель скрывался я на теперь уже не существующем посёлке Шуманиха у дальней родственницы. Однако и туда стала наведываться полиция. Однажды вечером пришёл в посёлок брат Василий. Долго думали с ним, как быть, и решили искать отца, партизан. Несколько дней бродили по лесу, пока не наткнулись на заставу. Испугались, конечно: кто знает, что за люди, может, тоже полицаи. Но как только выяснилось, обрадовались несказанно. Однако попасть в отряд было не так-то просто. Возраст подводил. Выручил начальник разведки отряда имени Щорса.
- Давайте мне их, - говорит, - дело найдётся.
С ним согласились. Та стали мы самыми юными разведчиками в отряде. Несколько раз ходили на задания, прикидывались побирушками, обхаживали сёла, высматривая, запоминая. В бой нас, конечно, не пускали, жалели. Однако с оружием обращаться учили. Пригодилась эта наука уже потом, когда я стал полноправным бойцом отряда имени Кирова, которым командовал Н. М. Николаенко, когда после слияния с соединением Фёдорова ушли мы на Волынь. Навсегда запомнился мне этот поход. Здесь и принял я настоящее боевое крещение. Было это во время переправы через Днепр. К деревеньке, которую мы заняли, подошёл немецкий полк специального назначения для борьбы с партизанами, подкреплённый артиллерией и бронемашинами. Артиллерия была по селу, стараясь мощным огнём подавить наши огневые точки. После артподготовки в атаку пошли броневики, за ними автоматчики. Несколько машин мы подбили из противотанковых ружей, остальные повернули обратно. Сражение шло до позднего вечера. А когда накал его ослаб, Фёдоров, оставив прикрытие, начал переправу. Прошла она успешно. Мы, вступив на правый берег, снова ввязались в бой. С ходу разгромили большой гарнизон немцев, никак не ожидавший появления в этом месте партизан. На Волынщине пробыл я недолго. Вскоре наладилась регулярная связь с Большой землёй и нас с братом командование отправило в Москву. Оттуда уехали мы в Казань, а после освобождения Брянщины вернулись домой, на родину. До 1947 года учился в школе, затем Армия, потом снова родная Климовщина. Сейчас живу и работаю в Хоромном. Здесь живёт и мой брат. У обоих сейчас семьи. Растим детей. Дочь моя, Валентина, учится в 10-м классе, классе, сын Владимир — в девятом. В счастливое время родились и выросли они. Но я стараюсь почаще рассказывать им о былом, хочу, чтобы знали, какой ценой завоёвано их счастье, хочу, чтобы научились его ценить.
/Н. Медведев, партизан соединения дважды Героя Советского Союза А. Ф. Фёдорова/