Среди множества замечательных приветствий, обращенных гимнографом к Богоматери, одно выделяется своей символичностью и значимостью: Радуйся, город Царя всех.
Наше приложение:
Эта характеристика Богоматери как города Бога (царя) восходит к пророку Давиду: Разлив реки веселит город Божий; Всевышний освятил скинию Его (Пс. 45, 5). В этом городе богодухновенные отцы видят явление Богородицы, а святой Иоанн Дамаскин толкует разлив реки как излияние даров Святого Духа, наполнивших все Ее существо и преисполнивших Ее благодатью, еще до того, как Господь Всевышний сошел и осенил Ее еще большей благодатью.
Вот почему за много веков до этих событий Давид воспел Богородицу в следующих выражениях: О тебе, град Божий, изречено славное (Пс. 86), как и гимнограф Канона Акафиста, который в пятой оде говорит: О тебе ясно говорят славные вещи, достойные быть услышанными.
В сочетании с приветствием автора гимна толкование приведенных выше стихов из псалмов помогает проникнуть в тайну Богоматери и понять, как получилось, что носоглотка, благоухающая во всей природе, привлекла своим ароматом Божественную благодать и стала сосудом и Матерью Бога и проводником нашего собственного спасения.
Мы действительно в большом долгу перед нашей всесвятой Матерью, потому что с момента рождения и до конца своей земной жизни Она была светильником света, сияющей звездой, постоянно устремленной к источнику света - незаходящему Солнцу Праведности. Так, озаренная его божественными лучами, она сияла в мире красотой своего девства, чистотой души, чистотой духа и добродетельным образом жизни.
Но Богоматерь заслуживает нашего почитания прежде всего за то, что Она приготовилась стать проводником Слова, хотя и не знала о замысле Бога. Святой Николаос Кавасилас рассказывает, что когда ангел принес ей радостную весть о рождении Сына Божия, она ни на минуту не усомнилась в себе, то есть в том, достойна ли она этого, а только в том, как должны были быть преодолены законы природы и дева, не знавшая мужчины, должна была родить. Получив ответ, что это необъяснимое деторождение - дело рук Всевышнего в соединении со Святым Духом, она тут же дала свое согласие, как будто давно была готова.
Так юная дева из Назарета, скромная Мария, превратилась в просторный дворец до тех пор не имевшего дома Бога, стала городом Царя всех. Таков ее вклад в дело спасения, и через ее личность в нем участвует все человечество. Благочестивая дева стремилась к чистоте и по своей воле делала это, чтобы быть восприимчивой к Божественной благодати и в дальнейшем оставаться чистой. Потому что, конечно, Дух Святой не может обитать в нечистом сосуде, он должен быть очищен.
Так, в полноте времени, Господь пришел, чтобы поселиться в Своем городе - Пресвятой Богородице. Святитель Григорий Палама и другие отцы подчеркивают, что Богородица уже задолго до Благовещения была исполнена благодати.
Исполненная благодати дева, ставшая впоследствии Богородицей, была угодна Богу своим добродетельным образом жизни, и, указывая на это, святой Никодим Афонит положительно замечает, что все пороки тварных вещей были недостаточны для огорчения Бога по сравнению с полнотой святости Богородицы. Только Она одна могла угодить Ему во всем и через все, потому что Она одна была достаточно восприимчива и просторна, чтобы вместить все естественные, дискретные и сверхъестественные дары, которые Бог распределил по всему творению.
Святой Никодим продолжает: Как беседка создается для того, чтобы посадить дерево, а дерево, в свою очередь, сажается для того, чтобы приносить плоды, так и весь понятийный и ощутимый мир был создан для Богоматери, а Богоматерь появилась на свет для Христа.
Так что если отцы воздают должное нашей Госпоже, то не должны ли и мы воздать ей должную честь? Не словами, конечно, поскольку их недостаточно для воспевания Ее величия и славы, а делами. Какими именно? Так, как Она показала нам: очищая тело постом, очищая дух молитвой, возделывая сад души добродетелями, и тем самым делая все наше существо способным стать обителью Божией благодати.
Как Бог создал рай, чтобы предложить нам все блага, так и Богородица стала одушевленным раем, чтобы дать обитель Сыну Божию. Она стала городом, в котором жил Христос, гражданин неба и земли. Давайте и мы захотим сделать свое сердце городом Божиим, а свою жизнь - земным раем, который откроет нам путь в небесный город и вечный рай.
Чтобы это получилось, возложим всю надежду на Матерь Господа нашего, Которая стала и нашей Матерью, и нашей Главной Защитницей. Она - наш вал и оборона, наша защита от всякого нападения врага и от всех других бедствий в нашей жизни.
Возьмем за руку нашу Богородицу, и Она безопасно проведет нас в спасительную гавань, ко Христу, и в Его Небесное Царство. Да достигнут этого все подвизающиеся, с помощью Божией и ходатайствами Его Всесвятой Матери. Аминь