Найти в Дзене
Elya Unicorn

Что не так с типажом сильной женщины в современных фильмах и мультфильмах. И комикс по Винкс-АУ "Заражённой"

Оглавление

Привет, ребятки!

Мне понравилось делать обзоры и делиться своими размышлениями, так что, сегодня мы с вами поговорим об одном интересном типаже персонажей. О сильных женщинах и девушках. Я часто называю их прекрасными воительницами. Кстати, именно к этому типажу я отношу Вайолет из своего комикса "Заражённая".

Я считаю себя приверженцем традиционных ценностей. Однако недавно я наткнулась на противоречивые статьи от проекта "Научи хорошему", который обычно действительно транслирует правильные вещи. В этих статьях осуждался образ сильной женщины. И вот тут я задумалась: "А разве это плохо?"

Ещё Николай Алексеевич Некрасов писал, что русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт. Чем образ сильной женщины не традиционен?

Я, конечно, не одобряю радикальный феминизм, когда дело доводят до абсурда, например, придумывают ужасные феминитивы, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы показывать женщин такими же сильными, как мужчины.

В этой статье мы рассмотрим такие проекты, схватившие много критики за образ сильных женщин, как:

  • "Клуб Винкс — Школа волшебниц"
  • "Капитан Марвел" (фильм киновселенной Марвел)
  • "Сто лет тому вперёд" (фильм 2024)

"Клуб Винкс — Школа волшебниц"

В очередной раз от проекта "Научи хорошему" досталось моему любимому мультсериалу детства "Клуб Винкс — Школа волшебниц". Конечно, этот мультсериал не идеален и я сама с радостью его критикую за нелогичное построение сюжета, но сейчас я хочу поговорить именно о том, что людей возмущает способность фей постоять за себя, и это очень странно...

Так как я в последнее время зачастила с АУ по "Винкс" и даже для этой статьи я нарисовала иллюстрации с Клэр и Роем в этой вселенной, я бы хотела начать говорить об этом феномене именно с мультсериала о феях.

Примечание: Я говорю только о сезонах с первого по четвёртый, т.к. в последующих сезонах персонажи и сюжет сильно деградировали.

Не классические волшебные принцессы

В детстве я одинаково любила мультфильмы и про принцесс, и про супергероев. Моими любимыми персонажами были Ариэль и Человек-паук. Кстати, Ариэль тоже нетипичная принцесса, и она привлекала меня своим независимым характером (в отличие от той же Золушки, например), но об этом поговорим как-нибудь в другой раз.

Винкс меня покорили с первой секунды просмотра мультсериала тем, что в них сочетались два моих любимых образа: принцессы и супергероя.

Они (обычно) не ждут, когда кавалеры спасут их от беды (они часто сами их спасают, но об этом позже), они могут постоять за себя сами, да ещё и нуждающихся в помощи спасут. Очень вдохновляющий образ, на мой взгляд.

Несмотря на то, что половина команды (а может и больше, смотря каким источникам доверять) являются принцессами, они преследуют более амбициозные цели, чем красиво сидеть в красивом замке в красивом платье и ждать красивого принца. Стелла мечтает стать настоящей феей и творить добрые дела, Лейла бунтарка и с детства в тайне наблюдала за тренировками дворцовых гвардейцев, что помогло ей добиться хорошей физической формы.

Блум и Рокси долгое время не знали, что они принцессы, поэтому об их "принцессных" образах мало что можно сказать. Если Блум в глубине души всегда ждала того, что она окажется избранной волшебной принцессой, то Рокси вполне устраивала её жизнь обычной девушки и, узнав о своём происхождении, она устроила вполне закономерный скандал. В любом случае, несмотря на высокий статус, они посвятили себя спасению Земли и волшебного измерения, а не заперлись в замке, чтобы устраивать там балы.

Почему здесь я пишу о классических принцессах как о просто красавицах, которые всю жизнь только танцуют и ждут принца? Ну... Потому что такими они показаны в, например, более старых диснеевских мультфильмах. Да, Аврора, Золушка и Белоснежка добрые и трудолюбивые, и это прекрасно, но всё, что они могут сделать для своего будущего — это ждать спасения... Кстати, эта тема интересно обыгрывалась в третьей части "Шрека".

Девочки из клуба "Винкс" любят переодевания, часто болтают о мальчиках, стараются всегда выглядеть красиво, но они далеко не наивные дурочки и представляют из себя нечто большее, чем просто красивых кукол.

Вывод: Как бы фей Винкс не критиковали, они являются воплощением стильных и уверенных в себе подростков нулевых, а главное, они показывают девочкам, что можно быть одновременно и женственной, и сильной.

Феи сильнее парней-специалистов?

Людей, критикующих мультсериал, волнует то, что парни не могут побеждать монстров так же эффективно, как феи, и зачастую именно девочки наносят решающий удар.

Приключения фей и специалистов происходят в волшебном мире (в основном). Логично, что существам, обладающим волшебными способностями, будет легче справиться с трудностями. Судя по мультсериалу, магию наследуют в основном девушки. Конечно, в сюжете принимали участие парни-маги и нам даже парней-фей на заднем плане показывали, но всё-таки обычно парни в этом мире идут по другому пути — учатся сражаться без магии, с помощью оружия и гаджетов.

По-моему, то, что они, не обладая магическими способностями, могут принимать участие в сражениях со злыми колдунами и монстрами, наоборот говорит о том, что они очень сильные. Феи вряд ли так же хорошо умеют обходиться без магии.

Вывод: Не выставляют в "Винкс" юношей слабыми, все равноправны.

Девочки спасают мальчиков. Так нельзя?

Последние серии первого сезона. Блум и Скай пешком добираются до Алфеи, чтобы присоединиться к остальным студентам в защите школы от ведьм. Вдруг Блум слышит голос Дафны и говорит Скаю, что она должна пойти к озеру Роккалуче. Небесный принц и огненная фея договариваются, что Скай идёт в Магикс один, а Блум быстро заглянет на озеро и вернётся обратно, но если Блум надолго там задержится, то Скай рванёт за ней.

В Магиксе Скай подвергается нападению монстров, и, хоть он очень хорошо сражается, монстры слишком сильные (они буквально неуничтожимые). Вернувшая свои силы Блум прилетает к нему на помощь и побеждает монстров (видимо, Огонь Дракона справляется с монстрами, т.к. они из него и созданы).

Блум спасла Скаю жизнь, о чём и говорит юноша. И этот момент, по мнению критиков, иллюстрирует деформацию мужских и женских ролей, потому что, по их мнению, роль супергероя должны играть только парни! Ну вот это вообще как оскорбление принять можно. Неужели в истории человечества было мало женщин, достойных называться настоящими супергероинями? Да даже исторические примеры можно не приводить, ведь их можно найти и в наше время. Например, сейчас многие женщины защищают нашу Родину наравне с мужчинами.

Давайте придумаем такую ситуацию. Магии в реальном мире нет, но есть, например, тяжёлая атлетика. И вот, где-то в скалах, юноша, который очень сильный, но оказался в неподходящем месте в неподходящее время, оказывается придавленным каким-нибудь валуном и не может освободиться. Мимо проходит чемпионка по тяжёлой атлетике, для которой поднять этот валун не составит труда. И что она должна сделать? Уйти, сказав: "Прости, парень, я, конечно, могу тебе помочь, но мне по статусу не положено, я же баба, а ты мужик"? Это очень нелогично и жутко, согласитесь?

Ну, раз я уже начала придумывать эту ситуацию, нужно довести её до ума. По моему мнению, о том, какого пола нуждающийся в помощи, девушка, которая в состоянии ему помочь, будет думать в последнюю очередь. Так что, она спасёт парня, окажет ему первую помощь... А потом можно прописать их роман... Это что, сюжет моего нового комикса?

А вообще, даже парень не смог бы освободить девушку из-под валуна, если бы не был тяжёлоатлетом. В таких сложных ситуациях всё зависит не от пола, а от опыта! Спасение людей нужно доверять спасателям или профессионалам, или просто тем, кто в состоянии помочь, а не пострадать вместе с попавшим в беду.

Кстати, важный момент, я считаю, что человек может бросаться к кому-то на помощь только тогда, когда у него есть достаточно силы и опыта, чтобы спасти попавшего в беду, а не когда он, скорее всего, погибнет вместе с ним. Потому что мы не вправе распоряжаться своей жизнью так неаккуратно, уход любого человека заставит страдать его близких. Так что, спасение нужно доверять спасателям или профессионалам, а не добавлять к происшествию ещё одну жертву, от неё никому лучше не станет.

Я не просто так это говорю. Очень часто, например, люди кидаются спасать утопающих, при этом не умея плавать, или умея, но не так хорошо, чтобы выдержать какое-либо течение, или не размявшись на суше, из-за чего в воде происходит судорога и тянет спасателя на дно.

Вывод: Если человек может помочь какому-либо живому существу и при этом сам не пострадает, то почему он должен думать, какого пола спасаемый? Девушки могут помогать парням, и от этого парни не станут менее мужественными.

О следующих двух фильмах проект "Научи хорошему" не писал (по крайней мере, я ещё не видела), но я встречала, что женские образы в них сильно критикуют.

Капитан Марвел

Я слышала, что должна была выйти вторая часть этого фильма, но я её не видела и даже не знаю, вышла ли она вообще.

В общем, я говорю только о первой части фильма.

Начну с того, что феминизм в этом фильме в тему. Кэрол Дэнверс шла к своей мечте стать пилотом, из-за чего сталкивалась со многими трудностями, т.к. в Америке двадцатого века, я думаю, девушек действительно особо не желали видеть пилотами.

Она сильна не просто потому что она какая-нибудь Мэри Сью, а потому что она много тренировалась (пилотам всё-таки нужно сдавать нормативы по физической подготовке) и потому что научилась контролировать силу Тессеракта.

Вообще Кэрол является очень сильной личностью и способна вдохновлять девочек идти к своей мечте, даже если весь мир против. Однако почему-то 90% обзоров на этот фильм были негативными. Почему же? Кажется, я нашла ответ.

Есть ещё один образ сильной девушки-супергероини: Чудо-женщина. Её образ часто менялся, но она всегда являлась совсем не обычной девушкой, а амазонкой. Т.е. она не боролась за своё право быть сильной, она просто жила в обществе, где сильные женщины были эталоном. В современном прочтении она вообще полубогиня... Однако сейчас не совсем об этом. Сам факт, что и она, и Капитан Марвел, так же сильны, как мужчины, но никто почему-то не возмущён силой Дианы, а вот Кэрол постоянно поливают грязью.

Но если вспомнить, что Кэрол носит полностью закрытый скафандр, а Диана боди с широким вырезом и короткую юбку и то, что поливают грязью Кэрол чаще всего именно мужчины... Всё становится понятно. Образ Кэрол просто действительно феминистичен, она одевается практично, а не так, чтобы на неё были устремлены все взгляды.

Вывод: в первый раз в супергеройском фильме появился действительно практичный костюм супергероини и тут же весь фильм облили грязью. Да уж.

Сто лет тому вперёд

Осторожно! Здесь есть небольшие спойлеры к фильму!

Прямо в комментариях к моему обзору на этот прекрасный фильм досталось образам Алисы и Киры. Я этого никак не ожидала. Я даже не знаю, с чего начать. Давайте просто быстро рассмотрим их характеры.

Алиса: спортивная девчонка, которая носит короткую стрижку и ежедневно тренируется, чтобы стать таким же сильным борцом с пиратами, как её мама. Вместе с тем Алиса очень романтичная и женственная. Она влюбляется в Колю и мечтает о свидании с ним.

Таким образом, Алиса не какое-нибудь мужикоподобное нечто, а очень даже нежная девушка, у которой есть своя цель — продолжить дело матери и найти её.

Кстати, непоседливый характер, короткие волосы и любовь к мальчишеской одежде были прописаны самим Киром Булычёвым.

Кира: если дочь выглядит как бунтарка, то мать выглядит как строгая и красивая женщина, и она тоже совсем не мужиподобна. Нежная любовь к мужу и дочери вообще идеально вписывается в традиционный образ женщины. К тому же, у неё в двадцать первом веке стереотипно женская профессия — учитель. Ну а в двадцать втором веке, да, она борется с космическими пиратами, но при этом она не теряет женственности! Ещё и сердце Весельчака У завоёвывает (кстати, я уверена, что она к нему тоже что-то чувствует).

У меня просто в голове не укладывается, где здесь можно было радикальный феминизм разглядеть. Неужели мужские персонажи недостаточно сильными показаны? Да нет же! Весь фильм основные герои боролись именно с пиратами-мужчинами и давалось им это очень сложно.

Вывод: да нормально тут всё!

Ну а теперь, комикс

Рой не привык выражать свои настоящие мысли и чувства. Он всё время прячется за шутками, розыгрышами и сарказмом. О своих проблемах он тоже говорить не привык, что плохо сказывается на его моральном состоянии.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что и о помощи он никогда не просит. А ещё, несмотря на то, что он прекрасно знает, что женщины могут быть сильными, он всегда стремиться защищать их. Вообще у него в принципе такой характер, он рефлекторно встаёт на защиту других, но если рядом женщина, то в первую очередь он будет защищать её.

В альтернативной вселенной моего комикса "Заражённая" по мультсериалу "Клуб Винкс — Школа волшебниц" (да, в этой вселенной я стараюсь адекватно прописать парней с крыльями фей) Рой обладает сильной магией огня дракона, но не умеет ей управлять.

С получением главного превращения — Энчантикса, у Роя тоже возникают проблемы, ведь его родная планета почти разрушена и её ядро не может дать ему нужную магическую энергию (в моей АУ получение Энчантикса происходит немного не так, как в оригинале).

Поэтому, когда все остальные члены команды получают Энчантикс, Рой становится самым слабым, и не только из-за того, что он новичок в волшебном мире, ещё из-за того, что он не может усилиться за счёт нового превращения. А за его силой огня дракона продолжают охотиться разные злодеи.

Рою повезло, что у него есть друзья, которые всегда готовы встать на его защиту. Правда, Рой, привыкший, что обычно он всех защищает, часто чувствует себя не в своей тарелке из-за этого, особенно если его выручает не друг, а подруга, ведь, по его мнению, это он должен защищать её.

Однако мы с вами уже обсудили, что это совершенно нормально, когда девушка спасает юношу!

-2
-3
-4

А что вы думаете о таких образах женских персонажей? Напишите в комментариях!

До встречи!