Еще 20 лет назад граффити многими в России воспринимались как забава подростков. Сегодня уличная живопись стала отдельным видом искусства. Муралы — граффити огромных размеров — украшают здания и в центре Москвы, и в небольших посёлках далеко от столицы. Но монументальные изображения появляются не только в жилых кварталах, но и в промышленных зонах: муралами покрывают стены заводов, цистерны для топлива, декорируют цеха. Собрали в фотогалерее самые интересные и красивые объекты пром-арта России.
Мурал дословно переводится как “стена”: на испанском это слово звучит “muro”. Оно пришло в международную лексику неслучайно именно из испанского: как отдельный вид искусства муралы появились около века назад в Мексике — во время революционных событий 1920-х годов.
Художники буквально последовали призыву авангардистов ломать существующие правила классической живописи и выйти из мастерских, чтобы нести в массы новое искусство.
Масштабные изображения способны полностью поменять восприятие пейзажа или здания. В России муралы часто встречаются на русском севере, например, на Ямале, в зоне тундры — там, где люди живут в суровом климате и природа не радует разнообразием красок.
Но есть еще один, уникальный и богатый раздел современной монументальной живописи: промышленное искусство.
Пром-арт оказался той силой, которая может соединить на первый взгляд несоединимое. Помогает разглядеть красоту в самых ординарных вещах. Стать высказыванием, манифестом, посланием. И это направление искусства с каждым годом становится в России всё более популярным и востребованным.
- Роспись “Сгущёнка”, завод Ямал СПГ, Сабетта, Ямал
Резервуары для сжиженного газа, разрисованные как банки со сгущёнкой, стали достопримечательностью не только завода или полуострова Ямал. Это первый в мире и самый масштабный объект промышленного арта, выполненный в арктической природной зоне.
Её площадь составляет 10 500 квадратных метров, а высота — 43,1 метра. Для сравнения: высота пятиэтажки-хрущевки в среднем равна 15 метрам. То есть, высота цистерны - это почти три пятиэтажных дома, поставленных друг на друга.
Гигантские муралы выполнены по проекту художницы Таисии Спириной.
Она предложила стилизовать резервуары строящегося тогда завода “Ямал СПГ” под советские жестяные банки со сгущенным молоком. И не прогадала: бело-голубая этикетка в стиле конструктивизма стала символом лакомства для нескольких поколений россиян.
Сжиженный газ — тоже своего рода консервы и “сгущёнка”. Только молоко сгущают с помощью высокой температуры, выпаривая из него воду, а газ наоборот, охлаждают в специальных цистернах под давлением холодильными агентами до -160 градусов. Таким образом, получается сделать компактнее: в жидком состоянии он занимает в шестьсот раз меньше места, чем в газообразном.
Художники компании RASKRASIMVSЁ наносили муралы по эскизам Спириной на объект летом 2018 года: им пришлось работать в очень жёстких сроках — чуть больше месяца, пока температура воздуха не опустилась ниже ноля.
Огромную площадь резервуаров 82,2 метра шириной и 43,1 метра в высоту разрисовывали по секторам с помощью краскопультов и валиков. Художники работали без подъемных механизмов, пользуясь альпинистским снаряжением и верхолазными приспособлениями.
Специалисты компании ГРИНКРАН принимали участие в строительстве завода в Сабетте, подробно об этом уникальном объекте мы подробно писали здесь. (гиперссылка)
- Роспись “Белый медведь”, Акционерное Общество «КОЛЬСКАЯ ГМК», Мончегорск, Мурманская область
Ещё один объект пром-арта, выполненный той же RASKRASIMVSЁ в условиях Крайнего Севера, и снова на закругленной поверхности, площадью 1667 кв. метров, — ёмкости для мазута. Но эта огромная роспись была сложнее, чем “сгущёнка”: художникам предстояло нарисовать полярного медведя, нырнувшего в море.
В Мурманской области не водятся полярные белые медведи, но авторы проекта хотели обратить внимание на проблемы взаимодействия человека и дикой природы.
Требовалось правильно наметить светотени, чтобы изображение не искажалось на расстоянии. Эскиз переносили на стены с помощью проектора.
Добавили сложности проекту влажный и холодный климат, дожди и ветер, ограниченные сроки: работать начали во второй половине августа, закончили в октябре, до установления сильных морозов.
При минусовых температурах поверхность покрывалась инеем, а на него наносить краску нельзя. Художниками приходилось постоянно измерять уровень влажности, строго соблюдали технологию работы с красками, в противном случае мурал мог облезть уже в следующем сезоне. Всего на создание изображения было потрачено две тонны специальных стойких красок.
Изначально компания “Норильский никель”, которой принадлежит “Кольская ГМК”, ставила внутрикорпоративные цели при заказе мурала: росписью планировалось украсить мрачный промышленный пейзаж завода, сделать его более привлекательным для сотрудников. Но невероятно реалистичный “белый Мишка” стал достопримечательностью всей Мурманской области и одним из самых ярких образцов пром-арта в России и в Европе.
- Роспись “Рекультивация” на фасадах двух шахтных печей, комбинат “Магнезит”, г. Сатка, Челябинская область.
Сатка — моногород в Челябинской области.
Он начал расти в XVIII веке вокруг чугуноплавильного и железоделательного заводов: уже тогда в этих местах обнаружили большие залежи железа.
Вокруг было много леса, чтобы топить печи, рядом — реки Малая и Большая Сатка, что облегчало торговую логистику. Все эти преимущества позволили Сатке стать крупным промышленным центром на Урале.
В конце XIX века в Сатке было обнаружено месторождение минерала магнезита. Оно дало жизнь одному из градообразующих предприятий города — комбинату группы Магнезит, который производит из магнезита огнеупорные материалы.
Второе по значимости предприятие — Саткинский чугунолитейный завод.
Развитая промышленность обычно не лучшим образом отражается на облике городов, влияет на его атмосферу. И Сатка не исключение, несмотря на красивейшую уральскую природу вокруг неё.
Пролетарская улица, пронизывающая город насквозь, однотипная советская застройка, частный сектор. Дымящиеся заводские трубы. Безликие мрачные здания цехов.
И именно здесь, в самом индустриальном сердце Сатки, в 2021 году появился объект современного искусства.
Мурал площадью 4600 квадратных метров на одной из заводской стен “Магнезита” — 14-этажной высокотемпературной шахтной печи — был создан в рамках Уральской биеннале индустриального искусства.
Автором мурала стал художник из Нижнего Новгорода Андрей Оленев. Вот, как его характеризуют сами организаторы биеннале:
“От других стрит-артистов Оленева отличает сложная живописная техника. Он продумывает композиции до мельчайших деталей, предпочитает сдержанную цветовую гамму и увлечен аллегорическими сюжетами — это роднит его искусство с классической живописью. В своих сюжетах художник отталкивается от города, окружающей среды. Для него важно внимание к истории того места, в котором он создает свои настенные росписи — муралы”.
Во время работы над стеной с росписью “Рекультивация” художник посещал карьеры Сатки, производственные цеха. Он создал собирательный образ работника завода. В центре композиции руки, оберегающие молодой росток растения. Оленев ушёл от изображения лица героя, ведь он хотел сказать не о конкретном человеке, а о том, что защита природы — общая задача граждан. Можно увидеть и другие смыслы: какую ответственность человек несёт, забирая у земли её ресурсы? Какую природу промышленники оставят будущим поколениям?
Еще один смысл работы Оленева, по мнению организаторов биеннале, таков: “Изображения серых камней — магнезита — прорезаны окнами, и как будто содержимое печей выходит наружу, метафорически передавая тепло городу, ведь именно магнезит является минералом, дающим городу жизнь”.
- Граффити на стене бывшего цеха завода “Кристалл”, Москва
Некогда самое крупное ликёро-водочное предприятие столицы, основанное ещё на заре XX века, в 1901 году, сегодня стало одним из самых интересных арт-пространств Москвы.
Именно на “Кристалле” создали и выпускали водку “Столичная”, а стандарты качества введённые на заводе, после революции 1917 года распространили на всю отрасль в стране. Во время Великой Отечественной войны завод производил сухой спирт, вместо вина — “коктейли Молотова”.
После войны на заводе выпускали большой ассортимент наливок, ликёров, бальзамов.
В 2013 году производство перенесли в подмосковную деревню Корыстово, а территорию завода преобразовали в городской квартал. Бывшие цеха отдали под офисы, выставочные пространства, магазины, кафе и рестораны.
За десять лет здесь появились десятки граффити и муралов. Один из них неизменно попадает в маршруты гидов по неформальной, непарадной Москве. Это работа художника Дмитрия Аске: девушка, которая фотографирует своего спутника на камеру смартфона.
Работы Аске отсылают одновременно к советской монументальной живописи и к работам Марка Шагала, напоминают мозаику из Lego и яркие витражи.
Ещё одна значимая работа на “Кристалле” — портрет советского актёра Юрия Богатырёва, выполненный художником под псевдонимом Zoom. Мурал не просто нарисован, но выполнен с использованием вырубки и шпаклевки, что придает изображению невероятную реалистичность.
5. Муралы с изображением ретро-автомобилей на стене завода “Москвич”, Москва
Судьба завода доказывает: в жизни может измениться что угодно и очень быстро, даже если это кажется маловероятным. За свою историю завод несколько раз менял названия и владельцев.
В 30-к годы XX века завод построили при участии компании Ford, после 1945 года здесь собирали малолитражные автомобили “Москвич”, в 70-е завод тесно сотрудничал с французской Renault, в конце 90-х выпускал автомобиль “Святогор”, который, впрочем, не пошёл в народ и был признан позже морально устаревшим.
Завод обанкротился и был продан Renault. В нулевые в его цехах производили автомобили Nissan и Renault, что позволило сделать иномарки доступными даже для небогатых россиян. Отечественный “Москвич”, казалось бы, окончательно был позабыт и превратился в раритет для коллекционеров.
Но в 2022 году после ухода европейских автобрендов из России власти снова заговорили о необходимости развивать отечественный автопром. И тогда вспомнили про “Москвич”.
Задумались и о позиционировании предприятия. На стене завода протяжённостью 1300 метров появилась огромная граффити: знаковые модели «Москвича» в ретро-стилистике, соответствующей эпохам их создания: соцреализма, нонконформизма, современного искусства.
За исторической правильностью и достоверностью “портретов” следили коллекционеры и эксперты. Но фоне “Москвичей” — изображения всесоюзной стройки, Всемирного фестиваля молодежи и студентов, покорение космоса, «Бульдозерная выставка» и другие события, которые произошли в годы выпуска различных моделей бренда.