Более 10 лет не прикасался к двухколесным педальным коням, пришло время вернуться к велосипедам.
Велосипед практически не выбирал, в сети много лестного написано о наших, местных велосипедах Forward. Format это торговая марка Forward представляющая данного производителя в сегменте средней и высокой ценовых ниш, конкурирующая с зарекомендовавшими себя на рынке зарубежными производителями.
Если в 2013 году за 30000 рублей можно было купить хороший туристический велосипед чешской Rock Machine, то сейчас за эти деньги трудно найти самого дешёвого двухколесного друга производства хоть какой то известной марки.
В 2013 году сложно было даже собрать (может это только мне было трудно, может просто не очень сильно хотел заморачиваться) , не то что купить готовый велосипед похожий на современный "гревел". Тогда хотел такую конфигурацию - рама горного велосипеда, ригидная вилка, впереди не больше 2 звезд, руль прямой (в отличии от "классического" гревела).
Format 1432 - самый дешевый из линейки спортивных, и фитнесс велосипедов этого производителя, на сайте обозначена цена в районе 54 тысяч рублей, дешевле у них только городские велосипеды. Заказал в официальном магазине Форвард на Озон, в черно-сером цвете, размер 17. Велосипед позиционируется как гибридный, любительского уровня для простого катания по хорошим асфальтированным дорогам, и подготовленным лесопарковым дорожкам. Мне он обошелся чуть дешевле 40 тысяч рублей.
Рама из алюминиевого сплава 6061 двойного баттинга, с внутренней проводкой тросов. Алюминиевая жесткая вилка, алюминиевый вынос, алюминиевый руль и алюминиевый подседельный штырь. Обода так же из сплава алюминия, спицы стальные. Как видим изделие почти полностью из сплава алюминия. Алюминий дает легкость, вес велосипеда всего 12,8 кг. Но в то же время алюминий дает жесткость, то есть все вибрации от неровностей дороги будут передаваться вам полностью. Велосипед действительно только для хорошего асфальта, и укатанных грунтовых дорог, тропинок. Можно поставить багажник и крылья, но в комплекте их нет.
Приехал он быстро, забрал коробку из пункта выдачи, принес домой.
Этикетка на коробке.
Сразу обращает внимание что размер указанный на коробке, не соответствует размеру в карточке товара на Озон. Вообще у всех велосипедов под маркой Format ростовка идет в буквенном обозначении. Размер М на рост 165-180 сантиметров. Размер 17" рассчитан на несколько меньший рост. Изделие пролежало на складе почти год, я его приобрел 24 апреля 2024 года. Производитель не указан.
Коробка без сильных повреждений, внутри вроде все на месте.
Велосипед в коробке почти собран, нужно поставить переднее колесо, руль и подседельный штырь с установленным уже на него седлом. Из мелочевки отсутствовал только один саморез для прикручивания катафота.
Инструкция к велосипеду достаточно подробная, открыта как раз на странице с размерами.
Изъял велосипед из коробки, для транспортировки всё достаточно хорошо защищено.
Убирая транспортировочные, защитные материалы, разглядывал.
Втулки колес, как и заявляет производитель, на промышленных подшипниках. Крепление переднего колеса 9x100мм, эксцентриком. Заднего - 10x135мм, так же эксцентрик.
Тормозные диски Shimano на шести болтах, диаметр -160 мм.
Подседельный штырь производства Zoom, тут ещё один "косяк" производителя (продавца), на офф сайте Format в описании этого велосипеда указан диаметр подседельного штыря -30.4, по факту 31.6, длина штыря 350 мм.
Седло Selle Royal, 155 мм шириной и 270 мм длиной.
Вынос, как уже писал, из алюминиевого сплава, 6 градусов, 75 мм длиной.
Руль с крепежным диаметром 31.8 мм, для грипс и хомутов монеток - 22,2 мм. Заявленная производителем длина руля 720 мм, подъем 20 мм.
Мне достался экземпляр с длиной руля 680 мм, что видно выше на фотографии.
Рубашки тросов Jagwire cgx-sl.
Производитель указывает внутреннюю проводку тросов, но внутрь спрятаны только тросы трансмиссии. Трос заднего тормоза проложен по низу рамы.
Рулевой стакан высотой 120 мм, прямой. Рулевая колонка полу интегрированная, ZS 44/28.6|ZS 44/30.0, производства Kenli.
Тормоза дисковые, механические Shimano BR-TX805 . Крепеж заднего калипера post mount.
Передний калипер крепится через переходник IS-PM.
Шатуны Prowheel TM-CY01 под квадрат. Звезды стальные, большая 36, маленькая 22. Длина шатунов 175 мм. Картриджная каретка Kenli KL-08A на промышленных подшипниках, ширина каретки -73 мм, длина вала -127 мм. Цепь KMC Z8.
Педали простые, пластиковые. Резьба стандартная - 9/16.
Передний переключатель LTWOO V5008L.
Сзади стоит кассета Microshift Mezzo H082, 8 скоростей 11-32Т (11-13-15-18-21-24-28-32).
Задний переключатель Shimano Tourney TX800.
Монетки Shimano EF500 комбинированные. Левая на две скорости, правая на восемь, тормозные ручки под два пальца.
Резиновые грипсы.
Недорогая вседорожная резина CST All Terrains, 27,5x2.10", камеры так же производства CST, обода алюминиевые двустенные, 32 спицы, ниппель Schrader (обычный, автомобильный).
Косяки покраски, и потертости из коробки.
Вот вроде бы и всё об этом велосипеде. Характеристики обвеса за такие деньги не впечатляют, всё очень недорогое, начального любительского класса. Собрал его за 10 минут, переключатели из коробки работают отменно. Тормозные диски немного кривоваты, на отстройку тормозов ушло ещё пять минут.
По хорошему асфальту катит приятно, резину слышно, но совсем немного. Если ездить по ровным автомобильным дорогам, то всё замечательно. Размер колес 27,5 позволяет ему быть более манёвренным чем его собратья на больших колесах. Съезжаю на тротуар, и тут ощущаю всю "прелесть" алюминиевого велосипеда на ригидной вилке, тебе бьет и по рукам, и по пятой точке. Такие у нас в Перми есть тротуары, да и автодороги бывают не очень хорошими.
Ещё один нюанс , педаль в опущенном состоянии очень близко к земле ( в районе восьми с половиной сантиметров), велосипед гибридный, но от горного в нем немного. Он быстро показал что ты едешь на "пузотере", просто заезжая по тротуару в горку, на изломе, когда переднее колесо уже горизонтально , а заднее ещё едет в горку, ударился педалью о невысокий бордюр. Об этом не стоит забывать, неровности, и повороты преодолевать не крутя педали, в среднем их положении. Ни на каких прошлых велосипедах никогда не попадал в подобное.
Чрезмерная (по моим ощущениям) жесткость велосипеда меня не устраивала, на стоке я проехал только тест, всего 40 километров.
Было решено поменять вилку, руль, подседельный штырь, на что то более упругое, вилку хотел из cro-mo (хромолевую), но посмотрев цены на запчасти из этой железяки, решил что и на карбоне будет хорошо.
Заказал из Китая карбоновые: вилку, руль, подседельный штырь. Заодно решил поменять седло, и вынос немного подлиннее поставить, седло и вынос опять же карбоновые. Для установки карбоновой вилки был заказан многоразовый якорь, на всякий случай рулевая колонка, набор колец под вынос. Ко всему этому динамометрический ключ, карбон то по другому страшно затягивать, и вдогонку пасту противоскользящую чтобы карбон нормально встал.
Пока ждал заказанное, пришла мысль и резину поменять на что то более подходящее, туристически -городское, сначала хотел Continental Terra Hardpack, но за вменяемые деньги ждать долго,
поэтому купил Kenda flintridge pro 650b x 45c. Резина бескамерная, поэтому нужны ещё: ободная лента, герметик и ниппеля. Всё это было куплено на Озоне в магазине Max Wax. Когда приехало, был удивлен, магазин Max Wax представлен так же Пермским краем, город Оса.
Скинул с ободов покрышки, камеры. Обода естественно обычные, не бескамерные, но люди давно уже ставят бескамерки на такие. Для ободов этого велосипеда нужна лента шириной 21-22 мм, не больше.
Прошёлся внутри обода наждачкой 1500, заусенцы и неровные края отверстий под ниппеля спиц ошкурил. Затем обработал универсальным обезжиривателем,
и наклеил аккуратно ленту 22 мм которую продает Max Wax, лента легла замечательно.
Прорезал отверстие под ниппель, я взял ниппели Presta просто потому что в магазине не было шрадеров под бескамерку, а ждать не хотелось. Presta меньшего диаметра, и поэтому что бы он встал хорошо в отверстие под шрадер, намотал на низ ниппеля ленту фум. Лучше конечно поставить "нормальный" для этого обода Schrader, проще монтаж, и более надежно.
Затем одел резину на обод, но не до конца, и поехал на автомобиле в ближайшую шиномонтажную мастерскую. Чтобы поставить бескамерную резину на любой обод, хоть специальный под бескамерную шину, хоть обычный, технология одна - нужно дать резко в неё воздух или газ, что дома мне было сделать нечем. Конечно взял с собой герметик Max Wax.
Да, ещё, если поставить ниппели presta, нужно захватить в шиномотажку переходник с этого ниппеля на обычный автомобильный, так как у них его нет скорее всего.
Приехал в шинку, договорился с ребятами, залил в колеса по 70 мл. герметика, для этого и не вставил до конца покрышки в обод. Поставил полностью в обода покрышки, дунули. Отдал ребятам в шинке 100 рублей, они вообще ничего брать не хотели. Если в сети пишут что покрышка должна встать на место с характерным звуком, то у меня никаких звуков не издавала, хлопки это для специально заточенных под бескамерку ободов. Накачав, начал усиленно махать колесом, чтобы герметик попал во все нужные места, у меня на переднем колесе нигде ничего не травило, а вот на заднем пошли пузыри из под ниппеля. Повернул колесо ниппелем вниз, затем перевернул, и так несколько раз, таким образом полил место установки ниппеля изнутри обильно герметиком, и травить перестало, герметик отработал. Приехав домой, наполнил ванну, и проверил колеса в воде - нигде, ничего не пропускает. На всю переобувку ушло меньше двух часов.
Про преимущества бескамерных велосипедных шин написано в интернете много, кто не знает, но хочет узнать, легко найдет информацию сам. В весе выиграл с каждого колеса по 300 грамм.
К этому времени приехали остальные запчасти.
Полностью карбоновая вилка, параметры на фото. Заявленный вес в районе 480 грамм, реальный вес у меня показало -550 грамм.
Руль прямой 720 мм длиной, был укорочен ножовкой по металлу до 680 миллиметров. Вес руля 720 мм -135 грамм, отпиленный не взвешивал.
Вынос 100 мм, 6 градусов. Вынос заказал на два с половиной сантиметра длиннее чем стоковый, так мне удобнее.
Рулевая колонка ZTTO 4444S 44 мм 1-1/8 дюйма 28,6 мм. На хороших промышленных подшипниках.
Педали алюминиевые. DU подшипник.
Паста для того чтобы карбон не проскальзывал.
Приступил к установке.
Шток новой вилки 300 мм , померяв, под себя решил оставить 220 мм , отпилил на балконе простой ножовкой по металлу, края шлифанул дремелем с мелкой наждачкой.
Со стоковой рулевой колонкой вилка вставала плохо. Но изначально хотел собирать на новой рулевой, снимать со стоковой вилки нижнее кольцо не собирался.
Родная рулевая не впечатлила, подшипники не понравились, и особенно верхнее пластиковое кольцо. Семисотрублевая рулевая от ZTTO, на полноценных промышленных подшипниках намного лучше. Правда пришлось повозиться с выбиванием чашек и установкой новых. Новая вилка, с новой рулевой заметно плавнее крутится. Ставил всё с пастой в нужных местах, в стоке проставки под выносом имели в общей сложности 20 мм, карбоновый вынос имеет меньшую высоту, поэтому поставил 35 мм колец. Затягивал всё с усилием 4-4,5 Нм.
Установив карбоновую вилку, вынос и руль, заимел не только более мягкий ход, но и выиграл в весе - примерно 300-350 грамм.
Педали, старые и новые. Для чего захотел другие педали? Люблю топталки небольшого размера. На пару педалей выигрыш в весе -100 грамм.
Седло шириной 155 мм, длиной 240 мм.
Выигрыш в весе против стокового седла и штыря - 310 грамм.
Format 1432 на резине Kenda flintridge pro 650b x 45c. Заменены - вилка, вынос, руль, седло, штырь.
Следующая модернизация - едут новые шатуны длиной 170 мм (в перспективе закажу ещё 165 мм) со съемной звездой, звезда NW (неспадайка) 36Т. Спереди будет одна звезда (позже закажу ещё звезды: 40,38,32), уберу передний переключатель, трос заднего тормоза спрячу внутрь рамы, вместо троса переднего переклюка. Уберу левый комбинированный шифтер, вместо него будет просто тормозная ручка.
Приехали шатуны, по времени не успевало приехать ничего кроме Bolany Seer 1.0, длина шатунов 170 мм, звезда 36T. По цвету подходит.
Но разочарованию нет предела. Как шатуны 170 мм длиной, могут быть больше шатунов 175 мм? Prowheel тоже китайская фирма, но почему дизайн их шатунов нормальный. По весу новая система легче почти на 200 грамм, но не стоит забывать что здесь одна звезда.
Хотел увеличить просвет, но с этими он сократился. Буду искать меньшего размера шатуны, как и писал ранее, закажу длиной 165, но позже. Уезжаю скоро надолго, поэтому и торопился с покупкой этих. Перед следующим приобретением данной запчасти для велосипеда попрошу продавца дать все размеры оной.
Обратно вернуть стоковые шатуны не могу, так как уже снят передний переключатель, и ставить его обратно не хочу.
На место троса переднего переключателя, в раму перенесен трос заднего тормоза.
Тормозные ручки до моего отъезда уже не успеют приехать, пока останется шимановская комбо ручка.
Так сейчас выглядит мой Format 1432. Вес велосипеда в данной конфигурации - 11,4 кг.
Следующий этап: замена 8 звездной кассеты, на 10 звездную, вместе с кассетой нужно будет поменять задний переключатель, шифтер, и цепь. Но это уже осенью.