Найти тему

В очередной раз не о вере, но о "верующих"

Пути алгоритмов Дзена неисповедимы. С чего-то выплыла в первые ряды моя довольно старая статья про святые мощи и частицы мощей. В комментарии набежали "верующие". Сознательно заключила слово в кавычки по простой причине – действительно верующие, как считаю, не бывают безапелляционными и агрессивными.

Я русский православный человек, верящий в душе, не воцерковленный, способный критически относиться к отдельным вещам удивляющим, а иногда и возмущающим в устройстве нашей церкви. Пока ни на один поставленный вопрос ответа не увидела, все больше каких-то беспомощный претензий. Вот и назрел сегодняшний разговор снова не о вере, скорее о психологии верующих, а больше считающих себя таковыми. Начну с себя любимой.

Церковь Покрова-на-Нерли
Церковь Покрова-на-Нерли

В церкви бываю нечасто, на службе присутствую и того реже, поэтому только ощущения. Не могу сказать, как у всех, я в каких-то храмах физически ощущаю присутствие бога, в других нет. Наверное, это и называется благодатью – чувства, охватывающие в некоторых религиозных постройках, причём совершенно немотивированные и необъяснимые. Абсолютные лидеры для меня в данный момент Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском и церковь Покрова-на-Нерли. Первый – музейный объект, но заходишь туда и просто "Ах!!!" Второй открыт далеко не всегда, но "Ах!!!!" даже просто рядом.

То же самое с действующим храмами. Полное отсутствие эмоций в Троицком соборе Александр-Невской Лавры и восторг во Владимирском, равнодушие в Казанском и самая любимая церквушка у берега Невы. Не знаю, что влияет, причт, прихожане, иконы, пресловутая намоленность, но вот так.

Вид с колокольни Ниловой пустыни
Вид с колокольни Ниловой пустыни

Так же и с монастырями – воздух Коренной пустыни, пропитанный благодатью, не хочется уходить, в противовес пустыни Оптиной. Мне подумалось, что люди, приезжающие за помощью к оптинским старцам, а они известны своей молитвенной силой далеко за пределами Калужской области, перенасытили пространство болью, вытеснив благодать, по крайней мере, когда там была. Очень тяжёлая, какая-то липкая атмосфера, хочется бежать сломя голову. Есть монастыри – коммерческий проект. В Дивеевском очень красиво, ночью со стороны просто волшебное зрелище. Там тоже замечательные священнослужители, а вот бог, мне кажется, ушёл, осталась сплошная коммерция.

Подчеркну для особо рьяных верующих – это только мои ощущения, у вас все иначе, возможно, до противоположного. И это нормально, ненормально когда начинают навязывать – только так, а не иначе, я всегда прав (пункт первый), кто думает иначе – враг православия, нехороший человек, дурак и смотри пункт первый.

В восстанавливающемся Путиловском храме. Я бы оставила росписи вот так, черно-белыми силуэтами. От храма села Путилово захватывает дух
В восстанавливающемся Путиловском храме. Я бы оставила росписи вот так, черно-белыми силуэтами. От храма села Путилово захватывает дух

Ни один из возмущенных критиков так и не ответил на мои вопросы, но комментарии занятные: "...аффтор, не прикидывайся дурачком..." "...вам важнее статью наклепать, чем в вопросе разобраться…" "...ответ верующего для вас не может быть удовлетворительным по определению..." Вот и не понимаю я этих "верующих".

Мне всегда нравилось православие ненавязчивостью. Что мы имеем сейчас? На мой взгляд, как раз агрессивную навязчивость. Фраза, звучащая все чаще "наша вера истинная" ассоциируется у меня со Свидетелями Иеговы (запрещенная организация), это их лозунг, они активно на каждом углу вещали про истинную веру в 90-х, зачем копировать...

Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня (1797) и Успения Пресвятой Богородицы (1780) с.Ухтома Вологодской области
Храмовый комплекс. Церкви Воздвижения Креста Господня (1797) и Успения Пресвятой Богородицы (1780) с.Ухтома Вологодской области

Абсолютное неприятие "верующими" малейшей даже не критики, удивления, их согласие с самыми бросающимися в глаза странностями уже привычны и предсказуемы. Наши верховные иерархи ездят на люксовых автомобилях, замечательно, это пожертвования. Но разве не правильнее использовать жертвы на общее, а не личное благо? Церковь в Шлиссельбурге восстанавливают уже 30 лет, реально на пожертвования, но не олигархов (она, естественно, не одна такая) Мне пожертвования на личные нужды священников и на восстановление почему-то кажутся несопоставимыми и несправедливыми, но "верующие" так не считают.

Воскресенский собор Деревяницкого монастыря Великий Новгород (1700). Его расчистили, по мере сил привели в божеский вид гипотетические прихожане, местные жители, каждый год подают прошение в епархию об освящении храма, безрезультатно, церкви невыгоден
Воскресенский собор Деревяницкого монастыря Великий Новгород (1700). Его расчистили, по мере сил привели в божеский вид гипотетические прихожане, местные жители, каждый год подают прошение в епархию об освящении храма, безрезультатно, церкви невыгоден

Активная коммерциализация церкви тоже одобряется. Сейчас строят очень много храмов, это наверное хорошо и кому-то нужно. А много ли в них прихожан? Наверное, приличные цены в церковной лавке оправданы как раз малочисленностью посетителей. Но нормально ли, когда свечка продается с накруткой в 200-300%, сразу возникает мысль, что хорошая идея для бизнеса – свечной заводик. Много ли действительно верующих бабушек могут позволить себе сорокоуст за 500 (в лучшем случае) рублей?

Новые храмы растут как грибы, при этом по соседству вполне может разрушаться памятник архитектуры и всем наплевать – восстанавливать дороже. Может стоит взять за идею лозунг Ленина "лучше меньше, но лучше" и восстановить одну древнюю святыню вместо постройки трёх новых? Нет, чем больше тем лучше, и неважно, что кроме причта в храме 2-3 посетителя в день, практически индивидуальные церкви-то получаются.

Спасо-Преображенский собор Переславль Залесский
Спасо-Преображенский собор Переславль Залесский

Вопросов у меня очень много, "не понимаю" очень многое. Возможно, написала непонятно, наверняка кто-то возмутится – нападение на православие. Только вера и религия, и вот в этом меня не переубедит никто, это не одно и то же. И мне кажется, наши верующие в кавычках очень активно стараются подменить одно другим, агрессивно, навязчиво и безальтернативно, смотри пункт первый...