Найти тему

Философия медицины и патология. Во-первых, обозначим путь к душе, здоровью, жизни

Дорогой заинтересованный искатель здоровья, а мы снова о наболевшем, то есть о причинах заболеваний. Но давайте по-философски, дело в том, что жизнь человека и его здоровье являются предметом внимания философии медицины. Именно так, мы рассматриваем проблему здоровья в тесной связи как раз с проблемой жизни. Но тут следует учитывать следующий момент, точно так же, как нам неизвестно до конца, что такое жизнь, человечество не владеет пониманием того, откуда появляются болезни (в изначальном смысле). Поэтому философия жизненной реальности, где мы используем для размышлений научные и ненаучные сведения. Поэтому философия медицины и патология. Какой они открывают нам путь? И почему здесь же у нас концепция ответственного самооздоровления?

Итак, прежде чем разворачивать ход своих мыслей по теме, отметим опять-таки энергетический аспект здоровья как такового. Здесь просто процитируем: «Отмечается определённая связь процессов жизнедеятельности растений и животных, состояния здоровья людей и погодно-климатических аномалий с уровнем солнечной активности, однако механизм воздействия этих процессов на земные явления ещё не вполне ясен».[1] В свою очередь, солнечная активность обусловлена процессами электромагнетизма в природе. Но это у нас будет, так сказать, вводной информацией. Ибо ещё много чего пока не совсем ясно.

Вообще, что такое здоровье? Наверное, речь идёт о равновесии и гармонии, тогда в отношении здоровья можно рассуждать о динамическом равновесии. Указание на энергетический взаимообмен? Да, тут где-то раскрывается проблема здоровья. Но дальше смотрим, центральной проблемой философии медицины является определение таких понятий, как здоровье, болезнь, патология. Конечно, болезнью тогда является нарушение существующего равновесия. Что такое патология? А это уже наука!

Вот, пожалуй, с медицинской патологии, но обязательно вместе с философией, и начнём уже более серьёзно размышлять о здоровье и болезни. Да, отчего-то надо ведь оттолкнуться. Итак, «патология - фундаментальная наука, изучающая закономерности возникновения, развития и завершения болезней».[2] Кроме того, патология считается по-научному теорией медицины. И патология включает в себя, главным образом, изучение причин возникновения болезней (этиологию), механизмы развития болезни (патогенез). Но тут же патология открывает проблему смерти, вникая в соответствующие механизмы смерти. В общем, если здоровье, то жизнь, а если болезнь, то смерть (конечно, в крайнем случае).

А что же философия? «Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными законами и принципами диалектики».[3] То есть настало время добротной теории здоровья. А её пока, на самом деле, и нет, потому как мы не знаем всех причин заболеваний и не знаем жизнь как таковую. Но у нас есть нужда поднять проблему здоровья и жизни, болезни и смерти на более высокий уровень. Отсюда, и наши все размышления по данной тематике.

Кстати, нельзя пропустить, решаемые вопросы этого требуют, и философское осмысление сущности человека. Мы уже начинали эту тему, говорили, что сущностью можно назвать признак, качество. Тогда, что такое качество человека? И вот здесь затрагивается весьма деликатный вопрос, так и не получивший практически никакого научного обоснования. «Так, в философии неотомизма сущность человека усматривается в его бессмертной душе, которая имеет божественную природу».[4] Да, что такое душа? Может быть так, что вопросы жизни и смерти как-то связаны с душой? Если так, то понятие души нельзя игнорировать при обсуждении проблемы здоровья и болезни. В общем, говорить придётся много о чём.

Далее, о чём мы ещё с вами беседовали в рамках проблемы здоровья? Вспоминаем, о здоровом образе жизни. Что тут? А мы пришли к выводу, что здоровый образ жизни - это о том, как правильно жить. Как правильно жить, чтобы быть здоровым. И да, нам кажется, что проблема здорового образа жизни где-то исходит из взгляда на жизнь, вмещающего в себя вопросы цели жизни и смысла жизни. Хорошо, согласно валеологии здоровый образ жизни - это широко поведение человека. Ну и как правильно жить? Ответ мы пока сформулировали следующим образом, жить правильно означает вести осмысленную рациональную жизнь, понимая смысл жизни, руководствуясь законами жизни. Если оно происходит, то человек, в целом, здоров. Отчего, здоровье - это показатель, качественный аспект жизни, правильности выбора. Но вот вопрос, а почему болезни присущи всем царствам природы?

Да, огромный спектр проблем раскрывается с понятием здорового образа жизни, и мы ранее обязались довольно скрупулёзно все эти проблемы рассматривать. Для чего нужно понимать, на наш взгляд, здоровый образ жизни – это методологическая проблема, поэтому одновременно она и, подчеркнём, философская проблема. Смотрим дальше, «философская проблема здорового поведения человека включает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности - её потребностей и интересов, мотивов и целей».[5] Значит, всё не так просто с ЗОЖ. А поведение - это психологическая особенность выражения субъективной активности человека. Снова взгляд на жизнь? Кроме всего прочего, к поведению можно относиться, как к проявлению или же внешнему выражению жизни! Здоровый образ жизни - это жизненное проявление. И это наряду с тем, что, в общем, образ жизни есть жизненное проявление идей. Без самой идеи здорового образа жизни тут никак!

Теперь опять обозначим следующий аспект фармацевтической деятельности в области медицины, так специалисты при организации информационной и консультационной помощи для населения, проводят, в том числе, информационно-просветительные мероприятия по пропаганде здорового образа жизни. Но как этим обстоятельно заниматься? Ведь ведение здорового образа жизни есть отчасти управление своей жизнью самим индивидом. Видимо поэтому с точки зрения философии медицины «традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными».[6] Какие ещё нужны знания кроме медицинских знаний? Хотя для ведения пропаганды ЗОЖ никак нельзя без знаний! Неужели знания о душе?

Мы подразумеваем индивидуальный взгляд на жизнь человека, что именно он определяет его отношение к здоровью и жизни. Не зря «здоровый образ жизни – это поведение человека, которое отражает определённую жизненную позицию, направлено на сохранение и укрепление здоровья и основано на выполнении норм, правил и требований личной и общей гигиены».[7] Да, как раз жизненная позиция человека имеет значение при формировании собственного здорового поведения. Индивид должен найти для себя, прежде всего, идею здоровья! А это субъективный личностный аспект его жизни. «Субъективизация здоровья - вот правильная методологическая установка, которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем».[8] Самостоятельный контроль каждого индивида за здоровьем?

Оказывается, ЗОЖ - психологическая модель поведения, и она избирается индивидом «в поисках лучшего способа самоосуществления жизни».[9] А что такое самоосуществление? Это что-то типа истинного самовыражения, где-то движение «к своим сущностным, истинным началам», саморазвитие человека. Вероятно, этакий путь душе (своей сущности)? Ну, тогда это и путь к обретению здоровью, субъективизация здоровья. В этом случае ЗОЖ приобретает несколько глубокое осмысление, чем просто поведение. «Здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье».[10] Чтобы прийти к здоровью, следует для себя, судя по всему, выбрать как раз путь к душе. Нет, ну как тут без философии?

Если индивид в состоянии «нащупать» душу, значит, его жизнь сразу наполнит соответствующая идея? Вообще, идеи - это действительно прерогатива души, но читаем: «Человек должен, прежде всего, стать носителем идеи здоровья как основного жизненного приоритета - эта проблема и является важнейшей задачей валеологического образования и самообразования».[11] И нам кажется, что путь к идее здоровья, как метод его достижения, лежит через форму саморегуляции личности. И данное движение должно быть осознанным и ответственным. Поэтому и концепция ответственного самооздоровления. Тем самым мы как бы и обозначили наш путь к душе, или путь к здоровью, а, следовательно, и жизни. Но сразу возникает ряд вопросов, которые подлежат дальнейшей проработке, поэтому сейчас сделан только маленький первый шаг на большом пути.

[1] Астрономия. 11 кл.: Учеб, для общеобразоват. учеб, заведений / Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2003.С. 135

[2] Мустафина И. Г. Основы патологии. Курс лекций: Учебное пособие. — СПб.: Издательство «Лань», 2017. С. 6

[3] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 417

[4] Философия [Электронный ресурс]: учеб. для вузов/ под ред. А. А. Атанова, В. А. Туева, М. Л. Ткачёвой. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2018. С. 368

[5] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 418

[6] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 418

[7] Басыйров А.М. Валеология: учебное пособие. - Казань: ЗАО "Новое знание", 2010. С. 26

[8] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 418

[9] Философия медицины / Ю.Л. Шевченко и др. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. С. 418

[10] Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 31

[11] Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. 2001. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 32