Сам термин объединяет слова 'green' (зеленый) и 'whitewashing' (отбеливание). Это зеленый камуфляж компаний и организаций, использующих маркетинговые приемы для создания впечатления, что их продукты или деятельность более экологичные, чем они есть на самом деле. Своего рода «зеленый пиар», вводящий потребителя в заблуждение.
Распознать гринвошинг достаточно сложно, но стоит обращать внимание на следующие признаки в маркетинговых и рекламных материалах:
1. Недостаток конкретики: Если компания делает заявления о своей заботе об окружающей среде, но не предоставляет конкретных доказательств или планов действий.
2. Зеленая упаковка: Использование зеленой упаковки может быть просто маркетинговым ходом, а сам продукт не является экологически чистым.
3. Использование размытой терминологии: Если компания использует термины типа "экологически чистый" или "природный" бездоказательно, не поясняя что именно это означает в контексте их продукции или деятельности.
4. Отсутствие сертификаций или подтверждений: Будьте внимательны к отсутствию официальных сертификаций или подтверждений о заявленных экологических преимуществах продуктов или деятельности компании.
5. Сопоставление слов с делами: Если заявленные ценности компании о защите окружающей среды не совпадают с их фактическими действиями или практиками, это может быть признаком гринвошинга.
В качестве примера гринвошинга можно рассмотреть недавно появившуюся в России воду бренда Waterful, которая продается в тетрапаке и активно рекламируется. Это пример зеленого пиара. Компания заменила упаковку с пластиковой бутылки на тетрапак, и позиционирует ее как более экологичную. Однако в действительности у пластиковых бутылок (PET) возможностей для переработки намного больше, кроме того на сегодняшний день пунктов приема тетрапака для вторичной переработки очень мало, что делает его утилизацию сложной и энергозатратной задачей.
В некоторых случаях производители могут наносить ложные экологические маркировки на упаковку. Для пресечения этой практики был принят закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ об органической продукции. Поправки, вступающие в силу с 1 сентября 2024 года, устанавливают, что производители смогут использовать обозначения "эко" и "био" только при соблюдении определенных стандартов производства, таких как запрет на использование химикатов, пестицидов и антибиотиков, а также других вредных веществ.
Понимание гринвошинга позволяет нам как потребителям принимать более осознанные решения. Мы должны быть критичными к заявлениям компаний и брендов, проверять информацию и стараться выбирать продукты и услуги соответствующие заявленным качествам.