Найти в Дзене

ТОП-20 главных авторов бразильской теледраматургии. От худших к лучшим. Часть 4. Лучшие

5. ИВАНИ РИБЕЙРУ

Источник - acidadeon.com
Источник - acidadeon.com

Ивани Рибейру нет с нами уже 30 лет, однако ее работы и после смерти вполне находят себе место в рамках создания римейков старых историй. Несомненно и «Шипы и розы», и «Пророк», и «Женщины песков», и даже «Кто ты?», хотя последнюю делали по синопсису Рибейру - это нестареющая классика и то, с чем указанная сценаристка заняла прочное место в ареопаге бразильской теледраматургии. При этом, заметьте, три перечисленных истории вполне себе разные по жанровой направленности – тут вам и комедия, и спиритуальная драма, и классическая теленовелла про близняшек, и даже сексуальный фарс. Спросите, а какого черта она тогда делает на 5-м месте в данном топе? Пояснить достаточно просто, так как в списке не хватает еще одной теленовеллы, которая откровенно относится к списку самых лучших и удачных, да и успешных вместе с тем. И до кучи – 13 лет до смерти она новых историй не написала («Кто ты?» получилась, по сути, посмертной и ее доделывал Лауру Сезар Муниз) уйдя на пенсию в 61 год, чтобы никого не расстраивать старческим маразмом (привет, Манека с Барбозой). Кстати, именно адаптации старых историй у нее вошли в золотой фонд – и «Кошка съела», и «Пол ангелов», и, само собой «Женщины песков». Однако, есть еще кое что – а именно - A Viagem – который в русском переводе обозвали «Линией жизни» и пустили на малоизвестном канале, так что очень многие эту теленовеллу не видели, и целиком ее можно посмотреть только на португальском языке. Полной записи на русском нет – восстанавливайте сами. Жанр данной истории определяют как «спиритуализм». Здесь тут вам и призраки, и переход в рай и так далее и тому подобное. Теленовелла безумно атмосферная, красивая и очевидно – триумф для Кристиан Торлони. Поскольку у дяди Фагундеса был уже солидный багаж. Новелла показала 52 пункта, что является высочайшим достижением для семичасового слота (для сравнения – успешная «Новая жертва» показала только 51 пункт). При этом, если шедший параллельно ей «Хищник» показал рекордные 53 пункта, то последовавшая «Моя Родина» еле дотянула до среднего балла в 44. Такое бывает на «Глобу» когда семичасовка утягивает аудиторию у восьмичасовки. Кстати, не далее как с «Я люблю Параизополис» в 2010-е произошло практически то же самое. Так что, Ивани Рибейру попала на пятое место не просто так.

4. КАССИАНУ ГАБУС МЕНДЕС

Источник - amazon.com
Источник - amazon.com

Герой семичасового слота, Кассиану Габус Мендес, вылезал в восьмичасовой слот лишь дважды. В первый раз в 80-е с «Шампанским». А во второй раз – с «Моя любовь, моя печаль». Про первую ничего не скажу, но вот вторая… Это теленовелла в классическом понимании, которая не просто играет темой любовных треугольников. Их там настолько огромное количество и они постоянно пересекаются. Это очень напоминает «Жестокого ангела» того же автора, где парочки персонажей тасовались как колода карт по несколько раз. Но если в ЖА это выглядело необходимой наигранностью, то в МЛМП это было элементом истории, своеобразным роком для персонажей. Иногда, пересматривая серии, удивляешься, как можно было настолько наплодить героев, которые вынуждены быть с одним персонажем и украдкой влюбленно поглядывать на другого. Тут этот классический ход повторяется многократно и наблюдать за этим безумием очень интересно. В истории даже не выглядят притянутыми удаление персонажей из-за ухода актеров или мужская версия «Пигмалиона» в исполнении сына сценариста (который явно попал в дело не из-за папочки, привет Манека, привет Барбоза). При этом в финале Габус Мендес беззастенчиво оставляет сына с героиней Лидии Бронди, которая, по совместительству является его женой в реальной жизни (ну и потому, что они составляли классную пару во «Все дозволено» Жилберту Браги). И МЛМП это не последний пункт списка. Ведь у нас показывали современную версию «Жестокого ангела», в котором Мария Аделаида Амарал только изменила трагический финал в пользу положительного. ЖА, несмотря на некоторую оперетточность действа (одна Стелла с Тадеу чего стоят), производит цельное впечатление и выглядит типичной сан-паульской теленовеллой (а не розовой, как в Рио). Глория Пирес весьма органична в образе Ниси, хотя, а в каком образе она не органична?

3. ДИАС ГОМЕС

Источник - Canal Diversao e Arte
Источник - Canal Diversao e Arte

А это классика классик. По фотографии этого типичного бразильца с саркастической улыбкой сразу становится понятно – в его историях должен быть не просто рояль в кустах. Там будет минимум орган, причем расстроенный и играть на нем начнет одноглазый карлик с биполяркой. Это как минимум. Все работы Диаса Гомеса – это кривое зеркало, отражающее бразильскую действительность, но успешно зашифрованное, чтобы цензура не поняла. Если брать аналогии – то ближе всего к Гомесу наши Эльдар Рязанов и Марк Захаров. Это всегда история с фигой в кармане, написанная в условиях. Будь то «Любимчик», «Роки-Святоша» или «Конец света». Фирменная ирония Гомеса считывается везде и всегда. «Любимчик» вовсе является первой цветной теленовеллой. И он имеет испаноязычный римейк и даже вариацию в виде фильма. Последний, кстати, отличается потрясающим саундтреком и актерским составом. Но, в силу того, что делали сценарий не по пьесе, а по теленовелле, фильм отличает крайне бешеный темп действия, что некоторых может и отпугнуть. Но сатира на город Сукупира, как Бразилию в миниатюре и намек на постройку новой столицы в Бразилиа – а в теленовелле – новомодного кладбища – проскочила через цензуру. Удачно.

«Роки-святоша» вовсе – полноценный религиозный фарс. Потому что в нем высмеивается идолизация персон, которые, как бы это помягче выразиться, ни черта не святые, а просто жулики. И вот на такой легенде и пытаются держаться местные жители. В 1975-м году новеллу свернули. При том, что успели снять примерно 40 серий (или написать, показания разнятся). Вернулись к опальной теленовелле через десять лет, когда военным дали сапогом под зад (единственное верное действие, которое подходит для любой военной диктатуры), но сам Гомес участвовал в ее написании весьма опосредованно отдав ее в руки Агиналду Силвы, который сделал все от себя зависящее. Идеи Гомеса были идеально гиперболизированы, а новелла до сих пор держит несбиваемый рекорд аудитории – 74 пункта. Последняя серия показала рейтинг 96 с пиковым показателем в 100 пунктов. Бинго, как говорится. При этом новеллы Гомеса не страдают от времени. Если сейчас, при просмотре старой барбозятины, вроде «Возрождения» люди спрашивают – какого дьявола? То «Роки-святоша» отлично заходит и сейчас – это заслуга идеального каста в виде Лимы Дуарте, Режины Дуарте и Жозе Вилкера. Именно такая Режина Дуарте для меня роднее, чем плоская Элена у Манеки.

Лебединой песней Гомеса стал «Конец света». Это короткая теленовелла не снискавшая любви публики. При этом она реально завершалась концом света, здесь Гильерми Фонтеш кастрирует при помощи мачете Маурисиу Маттара, а Жозе Вилкер лечится от полового бессилия. Видимо, тут Гомес переиграл сам себя – в Роки и Любимчике вполне четко считывались саркастические приемчики и было понятно, кого автор высмеивает. Здесь же шла банальная игра на модной теме бытового конца света, который в сюжете указанной теленовеллы уже наступил. Хотя, финальная фраза героини Веры Олтц – «Это говно могло потерпеть с наступлением еще пару дней?» - если не поняли, это как раз о начале метеоритного дождя на планете – стоит всей теленовеллы.

В общем – если ты любишь бразильскую теледраматургию – перед «Клоном» вспомни про «Роки-святошу» и «Любимчика». Эти истории намного ярче, с фирменным юморком.

2. ЖУАН ЭМАНУЭЛ КАРНЕЙРУ

Источник - maisnovela.com.br
Источник - maisnovela.com.br

Карнейру – это новое поколение сценаристов и главный спаситель восьмичасового слота последние 20 лет. Начинал он в семичасовом слоте нетипичными историями, которые описывали жанром комедии, но они были весьма приземленными и более драматичными, нежели фарсы Карраску. Что «Цвет греха», что «Змеи и ящерицы» - стабильно показывали неплохие показатели в своем временном слоте, пока Карнейру не доверили написание новеллы для восьмичасового слота и это была самая настоящая революция. Уже на раннем этапе Карнейру задал тон созданием ярких злодеек, но в «Фаворитке» он себя превзошел, так как на полном серьезе первые 20 серий не мог принять решение кто из пары Райя-Пиллар окажется вселенским злом. Позже таки решил и мы получили из белой овечки монстра. На секунду – до этой роли у Патрисии Пиллар не было ни одной полноценной главной роли злодейки. Зато после Флоры (икона злодеек) следующая ее большая роль в «Бок о бок» уже тоже была злодейской. Такое просто мало кто ожидал. Я прекрасно помню, как смотрел это, называл «Фаворитку» сериалом про Гниду, а Флору воспринимал просто как абсолют зла. По итогу – в моем личном топе всех бразильских теленовелл идет на чистом третьем месте. Особенно забавно в этой теленовелле было наблюдать за мужем сценариста по герою которого сходили с ума обе главных героини. Да, это смешно. Они, кстати, расписаны с 2006 года и есть сын. Цивилизация. Успех «Фаворитки» Карнейру закрепил достаточно плотно при помощи всем известного «Проспекта Бразилии», который считается последней мегауспешной и проданной везде и всюду бразильской теленовеллой. В ней я не наблюдал уже яркого сюжета – Карнейру начал делать ставку в первую очередь на персонажей – они являются главным двигателем его теленовелл. Противоборство героинь Деборы Фалабеллу и Адрианы Эстевес (у которой к тому моменту не было отрицательных ролей со времен «Вавилонской башни») разорвало бразильские рейтинги и хорошо продалось за рубеж. При этом, де факто, потом героини пришли к примирению (прости господи). В не особо успешных «Правилах игры» Карнейру слегка сместил вектор – он выкатил зрителю персонажа, в котором добро и зло боролись внутри и не совсем понятно к какому из лагерей он принадлежит. Сюжет новеллы снова не отличался какой-то оригинальностью и опять делал ставку на ярких персонажей. Сработало не совсем, но и грандиозным провал не был, так как буквально рядом с «Правилами игры» со значительно большим грохотом провалились «Вавилон» и «Империя» (Брага и Силва соответственно). Кстати, лично мне «Правила» зашли побольше «Проспекта». Через три года история повторилась во «Втором солнце». Снова типичный сюжет и яркие персонажи и антураж – на баиянском материале новелл почти не снимали. Зато получили жалоб вагончик, что все там какие-то беленькие слишком. Про сюжет, где героя считают погибшим в авиакатастрофе самолета на который он не успел в 90-е выглядит безумно притянутым за уши, но напомню – Карнейру, начиная с «Проспекта Бразилии» это яркие персонажи. Сюжет вторичен в данной ситуации. И это не отменяет того, что сам автор – яркое явление в современной бразильской теледраматургии.

1. СИЛВИУ ДИ АБРЕУ

Источник - VEJA
Источник - VEJA

В моем личном топ-5 новеллы Ди Абреу занимают три позиции, и я бы добавил еще две, но это не совсем честно. Напомню, что Силвиу попытался в комедию с «Королевой металлолома» в восьмичасовом слоте, но был остановлен и новелла ушла в более драматическое плавание. При этом неуспех этой работы привел к замене следующей восьмичасовки. По хорошему Ди Абреу всегда был мастером комедии в первую очередь. Это и «Да поможет нам Бог», и «Дочери Евы», но, в первую очередь, само собой, «Война полов» и, простите мне мою версию перевода «Переполох в постели»(Sassaricando). При этом не все комедии Ди Абреу заходили. «Дочери Евы» и римейк «Войны полов» (почти что покадровый, что редко) с грохотом провалились. Хотя мне нравятся обе версии одинаково. Просто зритель в 2010-х отвык от такой степени фарса. И поэтому с Глобу исчезли Ломбарди и Линьярес.

«Война полов» - это яркий, очень злой комедийный фарс на тему полового неравенства. Многие вещи высмеиваются в нем весьма равномерно и потому нет ощущения, что автор сам на стороне конкретной половой группы. Это плюс. Добавим сюда сверхудачный кастинг (подчеркну – в ОБЕИХ версиях). Ну а особые эстеты могут быть вознаграждены неожиданностью в виде Луселии Сантус в отрицательной роли.

«Да поможет нам Бог» - религиозный фарс с приколами, которые в современном мире уже не пропустить. Видимо, именно поэтому Глобоплей не торопится выкатить полную версию. Приходится смотреть порезанную версию.

«Дочери Евы» - типичная комедия положений, и ее провал вызывает огромные вопросы, так как никаких существенных инноваций в сюжете не было. Возможно, злую шутку сыграло соседство с «Уга-Уга» и в принципе общим спадом интереса к жанру в начале нулевых.

«Королеву металлолома» переделывали – потому, тут ее разбирать нет резона, хотя смена жанра происходит в ней весьма мягко.

Лучшие же работы Ди Абреу – без вопросов – «Новая жертва» и «Вавилонская башня». При этом вторая тоже не осталась без переделок и изменений – зрителя не устроила пара лесбиянок, которые смотрелись чересчур органично и позитивно. Их убрали взрывом торгового центра. Также имелись персонажи с криминальным окрасом и в принципе, вызывавшие отторжение. Избавились ото всех. И новелла быстро набрала положительный ход и закончилась крайне ярким финалом.

«Новая жертва» - в принципе лучшее, что произвели в Бразилии на Глобу. Тут вам и социалка, и комедийные персонажи, которые отвлекают от весьма жесткой сюжетной линии с убийствами. Всего в меру. И даже полная версия в 203 серии смотрится легко и не кажется обрезанной. История с национальным финалом – это просто момент, в котором журналистов хочется повесить на осине за создание ажиотажа. Альтернативный финал существует только по их вине, так как на экспорт пошел тот самый, который ди Абреу планировал изначально. Там никто ничего не доснимал. Там сразу на экспорт планировали вариант с убийцей в виде Улисса. Убийца из Сесила Тире, и это весьма заметно в национальном финале, очень надуманный и карикатурный. Но, кстати, в случае с «Новой жертвой» зрители тоже вмешивались в ход событий. Так, например, многих дико бесила Изабелла в исполнении Клаудии Оана и ее героиня получила на полную катушку – и люлей от персонажа Маркуса Фроты, и потом уже от обманутого мужа Марселу, персонифицированного Жозе Вилкером. Ну и конечно, фоновые сюжетные линии с гомосексуальной парой представителей двух рас и темнокожим семейством среднего класса. Это, правда, дальше объясняется и делает сюжетец еще более расистским (отец темнокожей семьи выбился в средний класс благодаря взятке в 100000 долларов). Также спасибо за весьма яркие сцены смертей, практически лишенные кровавости. Некоторые любят отмечать, что сюжет навеян романом Агаты Кристи «Десять негритят», но тут я выскажу сомнения – именно навеян, но не является римейком.

Прошу не ругаться поклонников "Белиссимы" и "Страсти", но это не мое. Даже не осилил.

А сейчас Ди Абреу руководит сценарным департаментом Глобу.

А на этом серия публикаций завершается. Я выложил все, что было в голове, пусть и разложил это на довольно длительный период.