«Я мыслю кадрами, как музыкант — нотами»
Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.
Сегодня предлагаем вашему вниманию интервью, опубликованное в августе 2018 года: Николай Гернет рассказывает об особенностях «арктической» фотографии, уникальных людях и животных, фотоэкипировке в экспедициях и физической подготовке, необходимой трэвел-фотографу.
Николай Гернет — архангельский фотограф, блогер, победитель и финалист многих российских и международных фотоконкурсов, сотрудник отдела экологического просвещения и туризма национального парка «Русская Арктика».
Считает фотографию своим шестым чувством. Признаётся, что благодаря работе в «Русской Арктике» сбылась его мечта — сфотографировать белую медведицу с медвежатами в условиях дикой природы.
Мы беседуем на борту атомного ледокола «50 лет Победы», во время круизного туристического рейса к Северному полюсу с заходом на архипелаг Земля Франца-Иосифа, который сопровождает группа государственных инспекторов национального парка. Николай — один из участников четвёрки, которой предстоит обеспечивать охрану туристов от белого медведя и следить за соблюдением природоохранного законодательства нашей страны в ходе рейса.
Разговариваем в библиотеке, где с прошлого года стены украшают снимки Гернета, сделанные в разные годы на Земле Франца-Иосифа и севере Новой Земли. Для Николая это уже шестой сезон в «Русской Арктике».
Прежде всего исследователь
— В чём особенность работы фотографа в Арктике?
— Во-первых, ты должен ощущать себя не столько фотографом, сколько исследователем Арктики. Именно с таким подходом у тебя появится любознательность. Ты не должен просто фиксировать моменты: пришёл, увидел, сфотографировал — а стараться узнать Арктику глубже. Соответственно перед поездкой — и это касается, понятно, не только Арктики — ты должен изучить работы других авторов, которые здесь были, посмотреть сюжеты, которые уже супербанальны, но они тебе, как поехавшему в первый раз, могут казаться какими-то шедевральными. Нужно отдавать себе отчёт, что когда ты их привезёшь — своих знакомых, возможно, ты и поразишь своими снимками, а вот для фотосообщества в целом не принесёшь ничего нового. То есть любознательность твоя будет заключаться в том, чтобы постараться показать Арктику как-то заново. Естественно, нужно изучить виды животных, которых ты можешь встретить, узнать о них максимально. В какое время года кого можно встретить, чем они заняты в то время года, когда ты едешь. Например, интересно снять птиц, когда они начинают делать гнёзда.
Интересно снять птицу в охоте или с птенцами, или в какой-то необычный момент, когда, например, поморник отнимает пищу у моевки. Но для этого ты должен знать, куда смотреть. То есть если ты видишь поморника…
— Тебе нужно сначала определить вид…
— Да, это как минимум. И тогда — постой, подожди, может, он сейчас начнёт охотиться. Когда ты знаешь, чего ожидать от животного, ты можешь сделать кадры, которые максимально охарактеризуют этот вид в его активности. И тогда ты будешь выкладывать не просто фотографию: вот, мол, поморник — а вот, поморник, который живёт тем, что отнимает пищу у других птиц. Вот это класс!
— Погода в Арктике, особенности климатические мешают или помогают?
— Здесь фотограф должен быть гибким. С природой в Арктике бороться бессмысленно, бесполезно! Сколько бы ты слоёв одежды на себя ни надел, если ты не коренной житель Крайнего Севера, холод переносить всё равно категорически тяжело. Здесь на холод накладывается ещё и влажность, и сильные ветра, и перепады давления, и прочие вещи, которые сильно влияют на человека из обычного цивилизованного мира, даже на молодого и здорового.
— Полярный день, казалось бы, светло…
— Но у тебя весь ритм сбивается. Люди, бывает, дезориентируются практически полностью, путают день с ночью, сбиваются биологические ритмы, ты не можешь нормально мыслить, воспринимать реальность. А если взять в расчёт ещё и туманы, большое количество светлого неба, светлого низа, то это и снежная слепота, и т.д. Нормально может вырубить! Поэтому под все эти особенности нужно гибко подстраиваться. Нужен хороший подбор одежды и аксессуаров, чтобы, с одной стороны, тебе было не жарко и не холодно, чтобы ты бы мог нормально двигаться и нажимать кнопку фотоаппарата. Многослойность, лёгкие перчатки, тяжёлые перчатки, водонепроницаемый слой, дышащий слой и т.д.
И ты должен эти погодные условия максимально хорошо передать. Даже если у тебя в какой-то момент запотела камера — не бойся, жми на кнопку. Зато потом ты сможешь сказать: ребята, влажность кажется здесь больше, чем в тропиках, поэтому моя камера 80% времени была запотевшая, но это максимально передаёт то, как я воспринимал Арктику, потому что мой взгляд тоже всё время был как запотевший. Таким образом ты сможешь, казалось бы, типично бракованный кадр сделать эксклюзивным.
«Фотография — это взгляд на мир. Я мыслю кадрами, как музыкант — нотами», — Николай Гернет
Старый друг лучше новых двух
— Нужна ведь серьёзная подготовка не только экипировки, но и техники. Как ты фоторюкзак собираешь?
— Да, в Арктике нет фотомагазинов, нет фотомастерской, а условия очень серьёзные. У меня был случай, когда я приехал из трёхмесячной экспедиции и чувствую, что на фотоаппарате начала клавиша западать. Думаю, ну, мало ли… Приношу в мастерскую, снимаем кожух, а фотоаппарат, на котором написано «влагозащита», внутри покрылся ржавчиной, заржавели контакты от того, что он много времени был на воздухе — хвалёная водозащита не справилась. Поэтому лучше всего все системы дублировать. Если я знаю, что у меня есть аккумуляторы одного вида, беру к ним две зарядки — одна от сети 220 вольт, другая — от USB. Чтобы была возможность заряжаться в разных условиях, и на случай, если одна из них выйдет из строя. Если есть потребность в съёмке панорамных сюжетов, беру два объектива, взаимозаменяемых, на случай — сломался, разбился. Если пользуюсь фотофильтрами, защитными и прочими, беру всего по два. Поэтому рюкзак в два раза больше, чем если бы я снимал просто в городе.
Очень важна подготовка техники. Вы должны быть уверены, что техника прослужит максимально долго, а значит, перед каждой поездкой нужно провести сервисное обследование. И важно не брать с собой новый фотоаппарат, ведь неизвестно, как он себя поведёт в экстремальных условиях. С собой — только проверенная техника: старый друг лучше новых двух. Лучше взять старый фотоаппарат, прошедший сервисное обследование.
— Сколько весит твой фоторюкзак, когда едешь в экспедицию?
— Когда набиваешь техникой рюкзак, он начинает весить под 20 кг, и это только стандартный набор: два фотоаппарата, 5−6 объективов, необходимые к ним переходники, аксессуары, зарядки, аккумуляторы дополнительные и ноутбук. Но сейчас появляются новые технологии и хочется делать аэросъёмку, а значит, беру коптер — а это ещё один фоторюкзак. Хочется делать подводную съемку — нужна гоупрошка с кофрами — бац, ещё один небольшой чемоданчик! Хочется снимать 3d, делать панорамные туры — бах, ещё один рюкзачок. В итоге в этом году, кроме основного рюкзака, набрался огромный кофр, абсолютно неподъёмный, килограммов на 30. Конечно, на себе за раз это всё не таскаешь, а в зависимости от высадки, от ситуации берёшь ту или иную технику.
— Ну ты ж не осьминог! Нужен какой-то напарник…
— Да, забыл. Ещё с собой обычно штатив или монопод — для съёмки видео. И ещё на тебе висит ружьё, потому что это забота о твоей безопасности. Поэтому в идеале, конечно, напарник, чтобы помочь в передвижении со всем этим многообразием техники. И была возможность сосредоточиться только на съёмке. Ведь как бывает: ты видишь сюжет, тебе надо снять ружьё, расставить штатив, снять рюкзак, достать нужный фотоаппарат, нужный объектив, снять сюжет, потом всё убрать — в итоге на один сюжет 20−25 минут. И это без процесса самой съёмки, когда хочется попробовать разные фильтры, разные режимы, выдержки и т.д. А если сюжет мимолётный, есть вероятность упустить его при таком обилии техники. Поэтому в идеале если бы был «Санчо Панса», который подаст, когда нужно, телевик, а ты только делаешь кадр и идёшь дальше… Но это, конечно, только приятные мечты! (смеётся)
Легко отжаться и вернуться живым
— Я к чему спрашиваю про вес рюкзака, ведь кроме экипировочной, нужна и физическая подготовка.
— Физическая подготовка в любом случае нужна, потому что такой ритм. Особенно если мы, допустим, куда-то идём, например, на ледник или просто большой переход многокилометровый, то у людей в группе обычно с собой рюкзачок и фляжка, а у тебя ружьё и весомый рюкзак с техникой. Поэтому для трэвел-фотографа физуха на первом месте. Я когда детям в школе задаю вопрос: что самое главное для фотографа — обычно отвечают про хороший фотоаппарат, знание фотосъёмки, навыки и т.д. А я им в ответ: ребята, в первую очередь, 50 отжиманий — вот, что важно.
— Ты уже сказал, что, выбирая объект для съёмки, прежде всего, ориентируешься на сюжет, чтобы удивить фото-сообщество. Чем ещё руководствуешься?
— Тем, чтобы эти снимки, когда их пересматриваешь, тебе самому передавали впечатления и эмоции, которые были испытаны в момент съёмки. Так было особенно в начале: съездил летом на месяц-два, вернулся, потом в феврале-марте начинаешь отправлять картинки на фотоконкурсы, смотришь и думаешь: неужели это я сам видел? Снимки, если говорить эгоистично, должны удивлять тебя самого: неужели это я видел такую красоту и смог её запечатлеть?! Если ты можешь удивить себя, удивишь и других.
— Знание животных — важный фактор при съёмке. Что ещё нужно учитывать, когда идёшь снимать обитателей Арктики?
— Что ни один кадр не заслуживает того, чтобы ты сломал ногу или тебя кто-то съел. Лучше пожертвовать хорошим кадром и просто увидеть какой-то интересный сюжет, чем упасть, сломаться и вовсе прекратить карьеру фотографа. Какой бы крутой сюжет ты вдруг ни увидел, не надо бежать к нему сломя голову. Потому что здесь, в Арктике — без преувеличения — каждый шаг грозит опасностью. Мокрый камень, ты оступился, нога попала в расщелину... Идёшь по льду, что супер-опасно: есть промоины, трещины, пустоты, потому что лёд живой, какой бы толщины он ни был. И даже если ты не утонешь, а сломаешь ногу — всё, ты больше не творец, не фотограф, ты — обуза для всей команды. Тебе до конца поездки будет до слёз обидно смотреть на все эти красоты и не иметь возможности снимать. Все скажут: сам дурак — и будут правы, зачем бежать с низкого старта? Ни один кадр, повторюсь, этого не стоит! Иногда просто стоит посмотреть, а в следующий раз оказаться более подготовленным к этому сюжету, быть заранее в нужном месте и в нужное время.
— Многих интересует, как снимать животных, ведь съёмка белого медведя отличается от съёмки моржа, например.
— Когда ты турист на корабле, ты ограничен рамками того, что дозволено туристу. Если же ты вольный путешественник и смог забраться в какие-то труднодостижимые места, то для съёмки любого животного идеальная точка — находиться на уровне глаз. Хорошо узнаваемы и в книгах, и в интернете снимки, сделанные с борта корабля — в них пропадает острота сюжета. Понятно, что фотограф находился в безопасности. Расстояние чувствуется, виден супер-телеобъектив и верхняя точка съёмки. А вот если мы посмотрим работы с дикими животными победителей фотоконкурсов, увидим, что побеждают, как правило, снимки не за какую-то интересную фазу движения животного, а за близкую дистанцию, за то, что фотограф смог подобраться к животному близко-близко. И животное при этом не стоит и не смотрит на тебя снизу вверх как-то удивлённо, а расслаблено, занято своим делом: кормит детёныша, разрывает добычу. Животное, когда кушает, не может близко к себе подпустить фотографа — вот как ты это сделал? Так что ваша задача, чтобы ваш снимок находился на уровне глаз животного и вызывал и у коллег, и у зрителей один лишь вопрос: «как ты к нему подобрался и как тебя не съели?» Вот это высший класс, стопроцентная удача и успех!
Опять же, основываясь на знаниях о животном, ты порой можешь предсказать его поведение. Например, если белый медведь сыт, он максимум может быть любопытным, но он всё равно осторожный. Один раз приблизились к нему до пятидесяти метров, подчеркну с напарником и оружием, в случае чего смогли бы зверя отпугнуть. Внимательно смотрели за поведением: если медведь сыт, расслаблен, он не прижимает уши — и медленно приближались, буквально по шажку. При наличии телеобъектива такого расстояния было более чем достаточно, чтобы получить хороший снимок и ощущение, что снимал вплотную. Это не сто метров с корабля с супер-телеобъективом! Совершенно другая перспектива получается с задним планом: он не в плоскость, не в землю упёрт, за ним есть дальше небо и горизонт.
Есть ведь животные, которых ты боишься — хищники, но есть и животные, которые боятся тебя. Буквально несколько месяцев назад нужно было подойти к зайцу близко. Машину оставили метров за двести, и я, не спеша, наблюдая, как они расслабились и кушают, приближался. Смотрю: ушки опустили — я ещё шажочек, так и шёл до них 20 минут. Но зато смог подойти на 20 метров к зайцу! 20 метров!
То же самое с любым другим животным. Понятно, что он меня не покусает, но он же убежит, а мне кадр нужен… С моржами, кстати, так легко может получиться, да и с медведем: встанет и уйдёт, и никакого кадра не видать.
Не нужно переходить границу, особенно на заповедной территории. Тех же моржей испугать очень просто, а на лежбище они вместе с детёнышами, и если бросятся в воду, малыши могут пострадать. Отдел науки потом тебя по голове не погладит… Если моржи с лежбища уйдут, в следующий раз их на этом месте может и не быть. И вообще не нужно думать, будто ты на охоте за супер-кадром, нужно думать о будущем: тебе ещё сюда приезжать, снимать. Тогда всё воспринимается по-другому.
— Хорошо, опасные ситуации оставим. А что-то забавное или примечательное случалось, что, может быть, перешло у тебя уже в разряд арктических баек?
— Есть такая поговорка: если хочешь выиграть в лотерею, купи сначала лотерейный билетик. С хорошими кадрами то же самое: ты никогда не сделаешь хороший кадр, если ты хотя бы не поехал куда-нибудь. Поэтому нужно стараться участвовать во всех выездах, садиться в любую возможную лодку, подписываться под любые движняки — возможно, десять раз ничего не снимешь, а на одиннадцатый точно получится.
Однажды в 2015 году в одном из туристических рейсов были зодиачные круизы, я сел госинспектором в одну лодку, объехали остров — ничего. Подхожу к экспедиционному лидеру: сяду в следующую лодку? Садись. Поехали — ничего. Подхожу ещё раз: можно? Он отвечает: там ведь реально ничего нет! Говорю: да мне просто в кайф покататься, а тебе нужно, чтобы в лодке был инспектор. В итоге сажусь, расслабился — не было ведь ничего. И вот мы огибаем мыс, а там стоит белый медведь, причём в очень красивой позе, а на заднем плане — круизное судно. Тут же хватаю фотоаппарат, но ведь всё в движении, перспектива постоянно меняется — в общем, делаю серию, план изменился, и медведь уже стоит просто на фоне скалы. Это просто удача. Приношу потом снимок капитану, и тут суровый немец, солидный мужик под 120 килограммов, начинает меня обнимать-целовать. Оказалось, он коллекционировал снимки с изображением своего судна и животных, давно мечтал о подобном кадре с белым медведем, а потому и был рад даже больше меня.
Мораль какова: не надо останавливаться, много раз может не везти, а потом повезёт с лихвой! Как и сейчас, в этом рейсе: думали, совсем не будет медведей, в условиях круиза при продаже ведь написано для посетителей, что не гарантированы животные, здесь не сафари-тур — дикая непредсказуемая природа. А потом сразу трёх мишек увидели.
О героизме, гибкости и терпении
— Любимая тема у тебя есть в Арктике?
— Если бы вся Арктика не была любима, не было бы и любимых тем: красивого фактурного льда, фактур почвы, растений, которые выживают в супер-суровых условиях. Когда видишь полярный мак, который обвил корнями камешек и выживает без почвы, на одном только камне — в голове не укладывается, как он здесь существует. Когда растение с одной стороны покрыто льдом, а с другой стороны у него распустились цветочки — это полный восторг!
Да, здесь, в Арктике, фотограф может прийти в восторг даже при виде цветочка, не нужен и белый медведь (смеётся). Очень классные птицы, все. Когда ты видишь, как они ютятся на скалах, когда удаётся передать всю суровость условий их обитания: снежочком их припорашивает, льдом примораживает — а они добывают пищу, потомство выводят.
Это всё очень интересно! Но изюминка всегда — медведи, снять хищника в естественных условиях, на близкой дистанции.
И, конечно, очень важный сюжет — это люди в Арктике, потому что чаще всего для тех, кто здесь работает, это обычные будни. И взгляд фотографа — это необходимый взгляд со стороны. Ты видишь, что это настоящие герои, потому что бороться с этими условиями, даже просто вести здесь привычный образ жизни: спокойно встать, почистить зубы, выйти на улицу, получив снегом в лицо и продолжать выполнять будничные — изо дня в день, одни и те же — действия, это тяжело. А ведь приходится сталкиваться и с какими-то экстремальными ситуациями: с отказами техники, перебоями в поставке продуктов, встречами с хищниками и т.д. Здесь ты понимаешь, что видишь перед собой героев. И не важно, это 1935 год или 2015. Условия остались прежними, несмотря на то, что появились современные материалы, новая одежда. Всё это не спасает! Для Арктики без разницы, ватник на тебе или мембрана — она тебя съедает во всём этом, пережёвывает и выплёвывает, не заметив. Поэтому люди в Арктике — это отдельная тема, которая заслуживает внимания фотографов и которую нужно развивать, делать фотоистории. Это всегда будет круто.
— Главные человеческие качества, которые необходимы в высоких широтах?
— Терпение, выдержка, взаимовыручка. И вот ещё что: сюда невозможно ехать, если ты по-настоящему не любишь эти места. Насильно сюда ехать с мыслью, мол, я приеду и всё поборю, потому что я круче — так не надо! Расслабься, подстройся, пропускай что-то через себя, что-то мимо себя — все эти условия и трудности, тогда будет легче. Здесь можно увидеть, как всё, что пытается бороться с Арктикой: камни, лёд, техника — всё оно проигрывает. А всё, что подстраивается, те же самые цветочки, — выживает. То есть будь, как цветочек, гибким, терпеливым, и тогда всё у тебя получится.
***
Автор: Беседовала Юлия Петрова, специально для GoArctic