Рассказ Екатерины Чудиновой «Живой» может существовать в двух плоскостях – литературы для взрослых и литературы для подростков. Конечно, читатели разных возрастов воспринимать его будут по-разному. Понятийные уровни и акценты будут отличаться, но он может быть предложен для чтения и ребятам старше двенадцати, особенно если педагоги или родители заранее проведут подготовительную работу с юной аудиторией. Перед нами «рассказ на вырост», учитывающий, что всякому ребёнку предстоит повзрослеть.
В центре повествования – бабушка Мария и внучка Жюли. Как это часто бывает в общении с любимыми бабулями, незначительная деталь становится поводом к значительному воспоминанию. «У кошки нет хозяина. Она сама выбирает людей. Единственное, что можешь сделать ты – это установить с ней связь. Кошка запомнит тебя», – объясняет Мария Жюли и переносится в мир своего детства в Константинополе (Стамбуле), где ей удалось подружиться с котёнком по кличке Гамсис (Беззаботный).
Такой сюжет «крошка-сын к отцу пришёл и спросила кроха…» типичен для детской литературы: герой-ребёнок обращается к герою-взрослому, далее следует поучительная история о том, «что такое хорошо, и что такое плохо».
Однозначно плохо жить на чужбине. Детство русской беженки Марии в Стамбуле описано без прикрас. Взрослые эту тему оценят более глубоко и полно, в том числе сопоставят с историческими реалиями не только прошлого, но и наших дней, а подростки – возможно, впервые о ней задумаются. При должной предварительной подготовке к прочтению этого произведения ещё и получат массу полезной информации по отечественной и зарубежной истории. Ребятам в данном случае важно рассказать до прочтения текста, что такое эмиграция, почему она случается, как жили русские эмигранты начала XX века в Турции и Франции и т.д. Рассказ «Живой» будет и замечательной подготовкой для восприятия эмигрантской классики, с которой им предстоит познакомиться в рамках школьной программы.
Хорошо – жить. Просто жить на белом свете. Автор показывает, как в самых безвыходных ситуациях можно найти друзей, помощников, выход из положения. Маленькая Мария испытала горе сиротства на чужбине, поэтому Мария-бабушка ценит каждый момент жизни и не сдаётся в борьбе со старостью. Кстати, оцените язык и стиль Екатерины Чудиновой: «Морщинки, словно паутина, обволокли ее тонкие пальцы и с каждым днем отвоевывали все больше места на теле». Или: «Мария взвесила мясо. Она делала это каждый день, следуя своему рецепту против медленно умирающей радости жизни». Или: «Показавшийся на горизонте берег был похож на пеструю игольницу, унизанную иглами минаретов». Правильный, чистый язык, но при этом насыщенный яркой, запоминающейся образностью. Произведения, написанные таким языком, особенно ценятся в подростковой литературе, ведь читая их, юноши и девушки невольно «осваивают» манеру автора излагать мысли.
Типична для подростковой литературы и тема дружбы с животными, и чаще всего она берется именно в таком противопоставлении «дитя человека – дитя природы» (котёнок, щенок, мышонок, лисёнок, тигрёнок и т.д.).
Главный посыл этого рассказа к подрастающему поколению: пока жив, ничто не поздно, барахтайся от рождения до старости, и жизнь отплатит обыкновенными чудесами такими, как игры на берегу моря, преданность независимых кошек, дружба и т.д. Взрослые увидят в нём и кое-что иное, юности несвойственное – ностальгию по уже прожитой жизни. Почувствуют печаль от безвозвратно убегающего времени, ход которого не остановить. Текст озаглавлен «Живой» – точное название! Жив тот, кто любит жизнь и ценит каждое её мгновение.
Читать рассказ
⠀
Автор статьи: Наталья Мелёхина – прозаик, критик, член Союза писателей России, председатель экспертного совета семинара молодых авторов на Беловских чтениях, литературный консультант АНО «Культурный центр им. С.В. Викулова».