Найти в Дзене

Что ещё должны прочитать шестиклассники?

Ну что, друзья, предлагаю вернуться к разговору о круге обязательного чтения для шестиклассников. В прошлый раз мы закончили обсуждение на периоде серебряного века. Он приходится примерно на декабрь, если следовать программе очень скрупулезно. Но, как правило, так не получается, поэтому есть вероятность добраться до ХХ века лишь к концу зимы. Открывает ХХ век лирика. Сначала лирика серебряного века, затем - военная и оттепельная лирика. Серебряный век представлен стихотворениями Александра Блока ("О, весна без конца и без краю...", "Лениво и тяжко плывут облака...", "Встану я в утро туманное...", Сергея Есенина ("Гой ты, Русь моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...", "Топи да болота", Владимира Маяковского ("Хорошее отношение к лошадям", "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"). Обычно дети неплохо воспринимают эти стихотворения. Разве что с Маяковским может возникнуть проблема. Кстати, раньше он был в 7 классе.

Ну что, друзья, предлагаю вернуться к разговору о круге обязательного чтения для шестиклассников. В прошлый раз мы закончили обсуждение на периоде серебряного века. Он приходится примерно на декабрь, если следовать программе очень скрупулезно. Но, как правило, так не получается, поэтому есть вероятность добраться до ХХ века лишь к концу зимы.

Томик Есенина, который я привезла из Рязани
Томик Есенина, который я привезла из Рязани

Открывает ХХ век лирика. Сначала лирика серебряного века, затем - военная и оттепельная лирика.

Серебряный век представлен стихотворениями Александра Блока ("О, весна без конца и без краю...", "Лениво и тяжко плывут облака...", "Встану я в утро туманное...", Сергея Есенина ("Гой ты, Русь моя родная...", "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом...", "Топи да болота", Владимира Маяковского ("Хорошее отношение к лошадям", "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче").

Обычно дети неплохо воспринимают эти стихотворения. Разве что с Маяковским может возникнуть проблема. Кстати, раньше он был в 7 классе. Опять спустили на класс ниже. Интересная тенденция.

На поэтов серебряного века выделено 3 часа.

Томик Владимира Маяковского
Томик Владимира Маяковского

Столько же отводится на знакомство с лирикой О. Берггольц, В. Высоцкого, Е. Евтушенко, А. Кушнера, Ю. Левитанского, Ю. Мориц, Б. Окуджавы, Д. Самойлова.

Томик В. Высоцкого
Томик В. Высоцкого

Программа конкретных произведений не даёт. В базовом учебнике под редакцией В.Я. Коровиной картина такая:

Такие стихотворения предложены для изучения шестиклассникам в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной.
Такие стихотворения предложены для изучения шестиклассникам в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной.

Дальше ведем речь о военной прозе. Читаем "Экспонат N..." Б. Васильева, "Ночь исцеления" Б. Екимова. Раньше их в программе не было. Суммарно на этот блок выделено 2 часа. Катастрофически мало.

Столько же предполагается посвятить и "Урокам французского" В. Распутина. Это, пожалуй, моя вторая искренняя отрада за 6 класс. Конечно, выделяю 3-4 урока.

Дальше - любопытная тема. Приведу скрин.

Вот что предполагает Федеральная программа по литературе
Вот что предполагает Федеральная программа по литературе

Итак, о взрослении читаем 3 урока. В учебнике Коровиной Вы не найдёте ни одного из указанных на скрине произведений. Там "Тихое утро" Казакова и "Критики" Шукшина. И это неплохо. "Критики" в 6 классе у меня просто великолепно шли. Брал рассказ детей за живое.

Потом 4 урока читаем современных писателей-фантастов. Нам предложены 2 повести - "Время всегда хорошее" Жвалевского и Пастернак и "Календарь ма(й)я" Ледерман. Неплохие повести. Думаю, детям любопытно читать. Мне было бы любопытно в 12 лет.

Завершаем разговор о ХХ веке литературой народов России. 2 урока говорим о лирике М. Карима (в учебнике не представлен), Г. Тукая и К. Кулиева.

Так отражена литература народов России в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной
Так отражена литература народов России в учебнике под редакцией В.Я. Коровиной

Под конец года говорим о зарубежной литературе.

2 урока посвящаем "Робинзону Крузо" Даниэля Дефо. Мало, что тут ещё сказать.

Ещё 2 урока отводит программа на "Путешествия Гулливера" Дж. Свифта. Разумеется, это слезы.

Томик Свифта
Томик Свифта

4 урока посвящаем романам о взрослении. Программа предлагает почитать "Дети капитана Гранта" Ж. Верна и "Убить пересмешника" Харпер Ли. Мне кажется, очень даже хороший выбор, хотя уроков, конечно, катастрофически мало. Выбор произведений мне нравится. Раньше в 6 классе были "Дон Кихот" и "Маленький принц".

Завершаем изучение литературы в 6 классе мы зарубежной фантастикой. Программа предлагает почитать "Гарри Поттера" (ох, вот это, конечно, ничего себе!) и "Дом с характером" Д.У. Джонс (не читала, не могу сказать, удачный ли выбор).

"Гарри Поттер" в 6 классе мне кажется неплохой идеей!
"Гарри Поттер" в 6 классе мне кажется неплохой идеей!

И все это за 3 урока.

В учебнике Коровиной размещают вот что:

Вместо Роулинг и Джонс читаем Брэдбери и Родари
Вместо Роулинг и Джонс читаем Брэдбери и Родари

Ну, тоже неплохо.

Итак, могу сказать, что программа 6 класса существенно поменялась по сравнению с тем, что было ещё 2 года назад. Во многом я вижу изменения к лучшему, но, разумеется, остаётся много странных решений и с точки зрения композиции курса, и, конечно, с точки зрения содержания...

*

Какие у Вас впечатления о литературе в 6 классе? Что поддерживаете, а что - нет? Как бы Вы поменяли содержание программы?