Национальный вопрос всегда был сложным. И не только в России, но и во многих других местах. Но, что очень важно, тема отношений между народами со сменой обстоятельств и в разные времена обретает новое значение. Возьмём для примера ситуацию в отношениях со своими соседями России с теми странами, которые мы часто называем «ближним зарубежьем».
В период Российской Империи характер диалога был связан чаще всего у них с поиском защиты от врагов, поэтому вхождение народов Средней Азии, Кавказа был связан именно с их безусловным подчинением Санкт-Петербургу. И тогда эти новые губернии, агломерации выстраивали очень важные для себя связи с центром в военном, экономическом, культурном отношении. Фактически это было началом, в котором окраины ещё только искали и постепенно формировали опыт своего вхождения. На том этапе Российская Империя, выстраивала свою политику, как защитник, как покровитель, стараясь глубоко не влезать в внутренние дела новых территорий и при проведении своей политики опиралась на элиту этих народов, отдавая им право миловать или наказывать своё население.
В период Советского Союза окраины вошли в состав государства уже как союзные республики. Они получали очень широкие права, большие возможности, но были очень серьёзно связаны с центром в политическом и идеологическом отношении. И на этом этапе политическое влияние КПСС доходило до самых низов, формируя не только экономические и культурные отношения, но и жёсткие идеологические нормы.
С наступлением перестроечных времён, «братские народы» получили государственную независимость. Причём оказалось так, что некоторые новые республики впервые получили свою государственность. После «развода с СССР» ближнее зарубежье стало впервые и на новых основах формировать свои связи с Российской Федерацией. Сначала это были договоры в рамках СНГ, потом был создан Таможенный Союз, перешедший сейчас в формат ЕврАзЭС. То есть, понятно, что шла и по сей день идёт кропотливый поиск новых форм и ведётся поиск наиболее оптимальная форма сотрудничества.
Сегодня, и особенно после теракта в Крокус-Сити, понятно, что Россия и наши соседи переживают кризис этих отношений. Тема миграции и перетока населения из отсталой Средней Азии и Закавказья в Россию чаще всего были стихийными, то есть без глубокого осмысления и не опирались на какую-то новую доктрину межгосударственных отношений. Процесс миграции пошёл с огромными перекосами и чаще всего этот опыт копировался с европейских партнёров. Теперь уже понятно, что это форма отношений оказалась негативным опытом! Всем стало ясно, что надо что-то менять, причем срочно и не сегодня, а уже вчера.
Прежде, чем говорить о таком больном сегодня вопросе «как формировать поток миграции в нашу страну?», полагаю для России важно понять наши намерения в этом вопросе. То есть: «кто они для нас?», «кем являемся мы для них?», «какие отношения мы хотели бы построить?» и «как их убедить в необходимости такого совместного партнёрства?».
Ну и на десерт, чтобы ответить на все эти вопросы, мы сами должны многое сделать, в частности, стать теми, кем намерены быть в Новейшей Истории. Имею в виду победу в СВО, требование расставить все точки над ё в отношениях с Западом. И тут всем нам сейчас понятно, что эти вопросы ещё только надо решить и решать, а ответа ждут от нас сегодня. И в этом сейчас самый сложный момент времени, когда нам своё имя надо ещё оправдать, а те, кто зависят от нас, хотят получить ответы сегодня. Отсюда и сложности с Арменией, трения с Казахстаном, скандалы Таджикистана. Нас торопят и подталкивают к скоропалительным шагам. России опять нужна выдержка и терпение, смелость и мудрость, чего я всем искренне желаю!