499 подписчиков

Что такое креативность и почему она так важна в работе?

Креативность — это способность создавать оригинальные и ценные идеи, видеть вещи по-новому и находить нестандартные решения.

Креативность — это способность создавать оригинальные и ценные идеи, видеть вещи по-новому и находить нестандартные решения. Ошибочно принято считать, что это умение необходимо только в творчестве — но на самом деле оно универсально для любой жизненной сферы. Как правильно общаться с клиентами, как провести отпуск, что подарить лучшему другу на день рождения — все эти вопросы можно решить интересно, применив нестандартный подход. Когда мы включаем свое воображение, проявляем любопытство и изобретательность, а главное, приносим пользу — мы креативны.

Этот навык нужен нам для того, чтобы решать привычные проблемы наиболее удобным способом. Значит, в первую очередь важно замечать эти проблемы. Многие продукты и услуги, которыми мы пользуемся, имеют множество недостатков. Заметить их — это первый шаг к решению задачи.

«В быстроменяющемся мире способность креативно мыслить и быстро адаптироваться к новым условиям становится критически важной. Креативные люди могут видеть возможности в перемене, а не только проблемы, и находить новые пути достижения поставленных целей.

Также, это хороший канал для выражения своей индивидуальности, благодаря которому развивается и усиливается личный бренд сотрудника. Ведь личный бренд очень помогает профессиональному развитию, но работает у тех, кто может правильно его транслировать» — считает Гавхорой Сабирова, менеджер по продвижению бренда работодателя DME.

Как себя проявляет креативная личность?

Пол Торренс — американский психолог, который занимался научными исследованиями креативности. По его определению, люди с развитым творческим мышлением могут иметь довольно противоположные черты характера. Одни будут застенчивыми, робкими и замкнутыми, другие же — смелыми, решительными и настойчивыми. Иными словами, личность человека может проявляться совершенно по-разному, и всё равно оставаться креативной.

Пол Торренс создал тест, который позволяет «измерить» способность оригинально мыслить. В нем выделено несколько характеристик креативности:

  • Беглость — способность к генерации множества идей, ассоциаций и образов
  • Гибкость — разные подходы к решению проблем, применение различных стратегий, преодоление препятствий несколькими способами
  • Оригинальность — умение выдвигать необычные концепции
  • Детализация — тщательная разработка и детализация образов
  • Эмоциональная экспрессия — чувственная вовлеченность в процесс

Торренс выделял такие качества творческой личности, как готовность идти на риск, любознательность, интерес, независимость мышления, настойчивость, умение задавать вопросы и чувство юмора, как наиболее благоприятные для проявления нестандартного мышления. Важно уметь абстрагироваться от своей задачи, чтобы взглянуть на нее новым взглядом — в этом и поможет любознательность и здоровая доля юмора.

Творить - значит раскрывать свою душу и озарять мир красками своего воображения
Творить - значит раскрывать свою душу и озарять мир красками своего воображения

Что препятствует креативности?

Есть, однако, факторы, которые могут тормозить креативность. Это те черты характера в нас или окружающих, которые будут останавливать создание оригинальных задумок. К ним относится:

  • Надменность и высокомерие
  • Властность и контроль
  • Критичность и предвзятость
  • Боязливость и безынициативность

Общая атмосфера внутри компании либо способствует развитию новых тенденций, либо подавляет их. Там, где нет свободы, открытого обсуждения и поддержки, не будет места инновациям. Когда сотрудники чувствуют поддержку и возможность вносить свой вклад, они более мотивированы предлагать революционные проекты и искать необычные подходы к решению проблем. Это способствует развитию организации и помогает ей оставаться конкурентоспособной на рынке.

Компании с благоприятным организационным климатом имеют преимущество перед конкурентами. Они способны быстрее адаптироваться к изменениям внешней среды, привлекать и удерживать талантливых сотрудников, а также разрабатывать инновационные продукты и услуги. Поэтому организации должны уделять особое внимание созданию и поддержанию благоприятного организационного климата.

Умы, подобные открытым окнам, позволяют свежим идеям проникать внутрь и наполнять их новым смыслом
Умы, подобные открытым окнам, позволяют свежим идеям проникать внутрь и наполнять их новым смыслом

Что влияет на нашу креативность?

По-настоящему креативным можно назвать маленького ребенка. Он любопытен, интересуется всем, что находится вокруг него и пробует новое. А еще, он постоянно задает вопросы. И не думает о том, что может показаться кому-то глупым, ему просто интересно — и всё.

Мотивация — это также важная часть для развития креативности. Свежие концепции создаются там, куда направлен ваш интерес. Творчество процветает там, где есть простор для мысли, легкость и любопытство. Поэтому важно думать о том, как организовать свое пространство и рабочий процесс, чтобы освобождать творческого мышления. Она не появится там, где вам слишком скучно или тяжело, где любые идеи пресекаются на корню.

Используя разные источники информации, мы также можем развивать свое креативное мышление. Для того чтобы создавать революционные идеи, важно не только глубоко разбираться в своем деле, но и черпать знания из различных сфер жизни. Открывайте для себя новые жанры кино, музыки и живописи, пробуйте необычные рецепты, общайтесь с теми, кого раньше не замечали. Мы можем упускать большинство деталей из-за того, что воспринимаем многое автоматически, и не обращаем внимание на привычные вещи. Связывая разные, противоречивые на первый взгляд вещи, и получить что-то по-настоящему важное и неординарное.

Многие креативные идеи могут появляться в тот момент, когда мы не думаем о своей работе. Можно разделить процесс на условные этапы: это глубокая аналитика, погруженность в рабочий процесс — а после переключение своего внимание. Таким образом мы позволяем мыслям блуждать свободно, и в какой-то момент решение приходит само собой. Но идеи — это еще не конечный результат. Их необходимо реализовать, а потом следить за результатами — и изменять их, если нужно, следить за реакцией и не отвергать критику. Для этого полезно общаться с разными людьми, прислушиваться к ним и внедрять усовершенствования в процесс.

Креативность не ограничивается холстом и глиной - она пронизывает каждую грань человеческого опыта
Креативность не ограничивается холстом и глиной - она пронизывает каждую грань человеческого опыта

Почему она так важна для руководителей?

Гавхорой Сабирова, менеджер по продвижению бренда работодателя DME считает, что креативность крайне важна для карьерного развития:

«Сегодня большинство руководителей желают усилить или направить в необходимое русло инициативу сотрудника. Ведь если интересы работника учитываются, то он трудится с удовольствием. Он легок на подхват и готов открывать новые горизонты — а это настоящий подарок для руководства.

На собеседовании можно определить креативность кандидата, попросив его рассказать о проектах, в которых ему пришлось применять нестандартный подход. Можно спросить, какие идеи он предложил, какие решения нашел в трудных ситуациях. Или поставить перед кандидатом задачи, требующие быстрого и оригинального мышления.

Помогают и вопросы о том, как кандидат приходит к новым идеям, какими методами он пользуется для стимуляции своего творческого мышления, как не перегорает и чем любит заниматься в свободное время».

Как именно я могу развить креативное мышление?

Мы предлагаем вам несколько способов, которые помогут выйти из сложной ситуации и создать что-то новое для своего дела.

Ассоциации. Этот метод связан с эмоциональным восприятием человека. Это возможность включить творческое воображение и придумать ассоциации к тем предметам, технологиям или услугам, которыми вы занимаетесь. В основе метода 2 принципа: превращение знакомого в незнакомое, и наоборот. Для этого используйте следующие аналогии:

  • Прямая. Сравнение двух явлений из разных сфер жизни. Например, смотря на полет птиц, изобретатели постепенно смогли спроектировать «крылья» для самолетов. Возможно, что-то из мира природы или искусства поможет вам найти решение?
  • Личностная. Посмотрите на продукт или услугу, которую вы предлагаете, глазами человека, который никогда не встречался с ней. Попробуйте объяснить, зачем она нужна и как ей пользоваться: возможно, со стороны вы заметите те элементы, на которые не обращали внимание прежде.
  • Фантастическая. Попробуйте выдумать ситуацию, которая невозможна в реальном мире. Начните со слов «А что, если … » и представьте себе фантастическое решение вашей проблемы. Таким образом вы абстрагируетесь от трудностей и ваше воображение выдаст интересную идею. Вероятно, возникшая ассоциация поможет вам разрешить трудность в реальном мире.
  • Символическая. Подумайте, какие ключевые символы включены в вашу технологию или продукт. Попробуйте представить его образно, в двух-трех словах обозначив отличительные черты. Что будет являться главным, что важно отобразить? Это поможет создать цепкие, отвлеченные образы, и эффектно подать продукт.

Мозговой штурм. Довольно известная методика, правильное выполнение которой приносит ценные результаты. Формирования идей, согласно этой методике, делится на 2 этапа: собственно генерация и критическое осмысление предложенного. Для того, чтобы штурм прошел более продуктивно, лучше собрать вместе людей с разным опытом, взглядами и профессиями. Хорошо, если изначально внутри группы будет доброжелательное отношение друг ко другу. Перед командой ставится задача предложить как можно больше задумок, причем, совершенно не важно, насколько они выполнимы. Нужно озвучивать даже самые «бредовые» идеи, — не думая о том, как их реализовать. Важно, чтобы участники не критиковали и не иронизировали друг над другом, а поддерживали и предлагали как можно больше вариантов за отведенное время. А уже после того, как все предложения были озвучены, стоит оценивать их эффективность, задумываться над разработкой и возможным результатом — и внедрять в жизнь. Методика мозгового штурма — это возможность найти нетривиальные решения, используя групповую динамику и творческую свободу. Если у вас не получается собрать большую команду, можно провести мозговой штурм в одиночку или вдвоем с коллегой, который готов вам помочь. Предлагайте любой вариант решения проблемы — а потом подумайте над тем, может ли он принести реальную пользу.

В любом случае, важно не ограничивать себя в создании идей, а также смотреть на задачу под разным углом. Развитие вашей креативности поможет вам стать успешнее в своей профессии и выйти на уровень достатка, а, применяя ее в привычных жизненных ситуациях, вы сможете найти для себя новое хобби и обрести новые интересные знакомства.