С самого начала сказки несли сугубо развлекательный характер. Спустя десятилетия их начали применять в психотерапии, причём в работе не только с детьми, но и со взрослыми. Чем полезны сказки и как они менялись – выяснял «Абзац».
Расскажите сказку
Сказкотерапия как направление практической психологии обрела популярность в середине XX века. Изначально её применяли в работе с детьми, позже стали активно использовать и в терапии со взрослыми. Об этом «Абзацу» рассказала Татьяна Галич, психотерапевт, кандидат психологических наук.
Сказкотерапия – это краткосрочный метод работы с клиентом, позволяющий разобраться с проблемой за пять-десять сеансов. Она эффективна, когда у пациента нет ресурса для сложной интеллектуальной работы. Например, если он страдает депрессией, проживает серьёзную травму или горе. Также сказкотерапия помогает выразить эмоции людям, которые испытывают с этим затруднения. К тому же метод развивает воображение и творческое мышление.
«В основе лежит механизм проекции. Он состоит в том, что каждый человек оценивает окружающий мир, исходя из своего опыта. Поэтому, когда мы просим рассказать сказку, придумать историю, человек неизбежно будет рассказывать о себе. И вот так, буквально контрабандой, мимо сознания и психологических защит, я проношу детали и смыслы случившегося. И вижу, как клиенту становится легче», – пояснила Галич.
Фантазируй и исцеляйся
Сказкотерапия помогает выразить эмоции в безопасном пространстве. Если попросить человека рассказать о чём-то личном, когда было страшно и больно, то, скорее всего, он не будет искренним, поскольку подобные воспоминания ранят. Даже на приёме у психолога клиент начнёт защищаться от боли, попытается «сохранить лицо», выглядеть «хорошим и правильным». При этом сказку он рассказать сможет, ведь она будет якобы не про его жизнь.
«Это уже безопасное пространство, где есть метафоры, иносказания, волшебные помощники и всё заканчивается хорошо. А если сейчас всё плохо, значит, до финала ещё далеко. И так мы начинаем раскрываться, создавать новые сценарии жизни, менять программы бессознательного. Результат не заставляет себя ждать. Сегодня можно говорить не только о книгах и фильмах, но и об огромном мире игр. Мы можем выбрать героя, идентифицировать себя с ним и через него прожить свою проблему», – добавила психотерапевт.
При этом в сказкотерапии имеются свои подводные камни. Человек может почувствовать себя настолько хорошо в этой безопасной и управляемой реальности, что захочет остаться в ней навсегда, уйти в фантазии и перестать жить реальной жизнью.
В таком случае психотерапевту необходимо направить фокус внимания клиента на действия выбранного героя в нашем мире:
- Чем он мог бы заменить сверхспособности?
- Как себя реализовать?
Через такие вопросы человек может начать осознавать свой потенциал и возможности его реализации в реальной жизни.
История сказок
Доцент кафедры общего и славянского искусствознания РГУ им. А. Н. Косыгина, кандидат филологических наук Варвара Добровольская в беседе с «Абзацем» отметила, что изначально сказки создавались для взрослых, а не для детей. По её словам, такие произведения считались развлекательными и не имели дидактической составляющей.
«Наши предки с середины XVIII века примеряли сказки к себе. Самый яркий пример – это «Золушка». Многие считают себя бедными и несчастными, но желают заполучить богатого принца. В крайнем случае хотят иметь фею-крёстную. Это вариант того, как взрослые воспринимают сказки. У детей всё иначе: они начинают сострадать зайчикам, белочкам или жалеть героев. Поэтому сказкотерапия – это определённая деформация сказочного жанра. Первоначально сказка была направлена на другое», – пояснила эксперт.
Изначально детскими считались сказки про животных, заявила Добровольская. Были даже сказки, рассчитанные на сугубо мужскую аудиторию (со вставками эротического характера). Другой вид сказок было принято рассказывать на второй день свадьбы в кругу женатых людей. Тогда она несла некий обрядовый характер. На похоронах сказкам тоже находилось место.
«После революции 1917 года кино стало получать массовое распространение. И если обратить внимание на ранние советские кинокартины, то это тоже определённая сказка. Так интерес к сказке стал снижаться, фокус внимания взрослых сместился на кино, а сказка стала детским жанром, и тут в них уже появилась дидактика», – добавила филолог.
Она отметила, что интерес к фантастическому жанру в книгах и кино у взрослых не угасает до сих пор. Эксперт видит причину в тяжести жизни, которая заставляет людей ждать чуда. Им хочется, чтобы кто-то пришёл, помог и спас. Отчасти поэтому сказкотерапия имеет положительный эффект, полагает Добровольская.