5,9K подписчиков

Миелофона больше нет: мои впечатления от фильма «Сто лет тому вперед»

5,5K прочитали

Как только стало известно о выходе нового фильма про приключения Алисы Селезневой, я написала статью о том, что с удовольствием посмотрю его (и не буду сравнивать его с советским). Однако трейлер заставил меня сильно сомневаться: стоит ли идти на ЭТО. И все же в последний день проката в ближайшем кинотеатре мы с дочкой решились. Не могу сказать, что Саша прям рвалась, но она сказала, что ей интересно посмотреть новый фильм, поэтому мы купили билеты и отправились в кино.

Алиса Селезнева: актриса Дарья Верещагина и Наталья Гусева. Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)
Алиса Селезнева: актриса Дарья Верещагина и Наталья Гусева. Коллаж автора статьи (фото из свободных источников)

От фильма многого не ждала, хотя моим друзьям он очень понравился (точно также им понравились новые «Бременские музыканты», а мне этот фильм, как говорится, не зашел). С самого начала решила не сравнивать его с «Гостьей из будущего»: уже по трейлеру было ясно, что покажут другую историю. Кроме того, фильм снят по мотивам произведений Кира Булычева, а их у него про Алису немало. Поэтому обращаю ваше внимание на то, что

  • во-первых, это не ремейк и не современная адаптация «Гостьи из будущего»;
  • во-вторых, это не экранизация книги «Сто лет тому вперед» (все, кто так считает, не смотрели фильм, хотя, быть может, и осуждают его).
Фрагмент афиши фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)
Фрагмент афиши фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)

Ностальгирующим просьба не беспокоиться

Судя по всему, фильм рассчитан на молодую аудиторию, поэтому в нем много спецэффектов, драк и экшена. Однако я уверена, что продюсеры очень рассчитывали на зрителей, которые зачитывались Булычевым в детстве и засматривались «Гостьей из будущего». Возможно, новый фильм даже специально сделали немного провокационным (Алиса с розовыми волосами, например), чтобы люди старшего возраста пошли в кино из чувства противоречия. Однако в итоге многие были в восторге!

Комментарий к одной из статей о фильме «Сто лет тому вперед»: «Я не просто пускала слезу, а прорыдала половину фильма! К слову, мой суровый сорокалетний брат прибежал на премьеру раньше меня и тоже периодически всплакивал. Я очень люблю Булычева. Люблю все его книги про Алису. И люблю "Гостью из будущего". А теперь я благодарю Вселенную за то, что у меня появилась возможность полюбить еще одно произведение, имеющее отношение к любимому персонажу – фильм "Сто лет тому вперед"».

Впрочем, были и те, кому не понравилось:

«Сегодня посмотрели с мужем. Он плюется) а мне зашло. В свои 39 про фильм "Гостья из будущего" только слышала, хотя кино люблю и даже не знаю, почему этот шедевр советской фантастики прошел мимо. Так что сравнивать не буду. Сравню с голливудскими блокбастерами. И наш продукт очень даже неплохо смотрится».

Короче говоря, на вкус и цвет все фломастеры разные, но если вы смотрите фильм, имея в голове некий идеал, то «Сто лет тому вперед» вряд ли придется по душе. Не стоит тратить время и смотреть кино, которое заранее вызвало столько споров, если вы не можете абстрагироваться от шаблонов (уж простите).

Старые герои – новые лица

В целом, я довольно тем, какими получились герои, и Алиса с розовыми волосами меня ничуть не смущает. Были вопросы относительно ее мамы, но, посмотрев фильм, считаю их несущественными. История получилась, поэтому мои сомнения «а на фига тут маман» идут в топку.

Единственное, что смутило, – это выбор актрисы. Я уже писала о своей мечте, чтобы маму Алисы сыграла Наталья Гусева, но увы и ах. Возможно, об этом никто не подумал или в принципе было важно отказаться от любых параллелей с «Гостьей», а может быть Наталья сама отказалась (не до кино ей – у нее работа серьезная). Так или иначе, но Киру Селезневу сыграла Виктория Исакова. Что ж... почему бы и нет?

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)

Больше всего мне понравился Марк Эйдельштейн, воплотивший Колю Герасимова*. Его герой, конечно, невероятно болтлив, но выглядит убедительно. И наверняка я не единственная, кто заметил, что он похож на Тимоти Шаламе, сыгравшего Пола Атрейдеса в «Дюне». Уверена это не случайность: после Алана Рикмана в «Гарри Поттере» такой типаж безумно популярен. Так что образ актера, включая костюм с капюшоном, скорее всего, сознательный выбор** cъемочной группы.

Справа: Марк Эйдельштейн в роли Коли Герасимова; слева: Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса. Коллаж автора статьи (фото из открытых источников)
Справа: Марк Эйдельштейн в роли Коли Герасимова; слева: Тимоти Шаламе в роли Пола Атрейдеса. Коллаж автора статьи (фото из открытых источников)

Петров, ваш выход!

Александр Петров, конечно, всех задолбал, но именно в этом фильме он очень хорош. Его Весельчак У один из лучших персонажей – даже моя Саша это отметила! И пусть он немного того, но, в отличие от Глота, вызывает симпатию. А с Кирой Селезневой у них вообще химия: кажется, что еще немного и она бросит своего скучного мужа, чтобы отправиться с Весельчаком в далекую-далекую галактику...

Александр Петров в роли Весельчака У (фото из свободных источников)
Александр Петров в роли Весельчака У (фото из свободных источников)

Москва будущего

На канале есть статья, в которой я объясняю, почему меня не прельщает образ Москвы в «Гостье из будущего». Он уже в 1980-е казался нереальным и отсталым, а сейчас и подавно.

Город, который показан в «Сто лет тому вперед» мне нравится гораздо больше. Так же импонирует упор не на успехи в запуске космических кораблей и летающие машины, а на заботу о природе и бережном отношении к ресурсам.

Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед» (фото из открытых источников)

Конечно, в фильме показана утопия (по крайней мере, пока не решена проблема с перенаселением мира), но выглядит правдоподобно. Если в «Гостье» человек был венцом всего, то в новом фильме акценты смещены. И это правильно, потому что сейчас понимание о роли человека на планете сильно изменилось.

«Представляя будущее, мы обычно воображаем себя встроенными в механизированную экосистему, населенную роботами, аппаратами и виртуальными реальностями. Будущее радужно и технологично, и мы, люди, – единственные живые действующие лица в этом прекрасном мире. Однако такое представление – большая ошибка, – уверен биолог и эколог Роб Данн, который доказывает в своей книге «С нами или без нас», что человек лишь крохотная частичка окружающего мира и находимся в большой зависимости от него.

Недостатки

Хронометраж – самое слабое звено многих отечественных фильмов. «Сто лет тому вперед» не исключение. Он идет больше двух часов (142 минуты), и это – атас! Ну не умеют наши режиссеры монтировать фильм так, чтобы два с половиной часа не проседала динамика. Зачем тогда снимать такие длинные фильмы? Хочется взять ножницы и вырезать к чертям 30 минут экранного времени, пожертвовав лишними диалогами.

Два часа для такого фильма – максимум! Не надо стараться дотянуться до Голливуда – не получится! Уберите этот скучняк, не затягивайте действие и фильмы будут зрелищнее! И все же несмотря ни на что, у меня есть желание пересмотреть «Сто лет тому вперед». Саша, кстати, придерживается того же мнения: «Фильм очень понравился. Хочу посмотреть еще раз». Мне кажется, это удача! А что думаете вы?

Не понравилась статья – не беда! Возможно, приглянутся другие. Редакция с уважением относится к мнению читателей, даже если оно кардинально отличается от нашего. Пожалуйста, придерживайтесь этого правила и вы.

Автора текста: Анна Ремиш.

Текст запрещен к копированию. На канале ведется модерация комментариев.

Сноски:

* Мне кажется, от книжной фамилии Коли (Наумов) отказались и в этом фильме, потому что она дурацкая и не соответствует характеру персонажа.

** О том, что Шаламе будет играть Пола было известно с 2018 года (съемки первой части «Дюны» начались в 2019 году), наш фильм начали снимать в 2021 году.