24 мая в России и в некоторых других славянских странах отмечают День славянской письменности и культуры.
Праздник приурочен ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, просветителей Словенских (так называли всех славян на старорусском наречии). Заслуга братьев в том, что они придумали первую славянскую азбуку, перевели церковные книги на славянский язык, заложив основы письменности и культуры славянских народов. Рассказываем об одном из известнейших памятников древнерусской литературы – «Слове о полку Игореве» и его отражении в книжной графике.
«Слово...» было написано, как считают учёные, примерно в 1185 году после бесславного завершения похода Игоря Святославича против половцев.
Первое издание вышло в 1800 году, с которым познакомились образованные россияне: в XIX веке его публиковали в учебниках, хрестоматиях для детей и литературных журналах. Но более века прошло, прежде чем на литературный шедевр обратили внимание художники.
В 1985 году к 800-летию половецкого похода князя Игоря Средне-Уральское книжное издательство (Свердловск) выпустило подарочное издание «Слова...», иллюстрированное Виталием Воловичем – заслуженным художником России, академиком Российской Академии художеств.
Волович – живописец, график, но делом всей его жизни стало оформление книг. Виталий Михайлович предпочитал иллюстрировать произведения классической литературы. Иллюстрации, выполненные им к «Слову о полку Игореве», «Ричарду III», «Тристану и Изольде», подарили художнику мировую известность. Волович получил золотую медаль Российской академии художеств за серию графических листов к трагедии Эсхила «Орестея». Не раз побеждал на международных конкурсах художников-иллюстраторов, к примеру, его гравюры к шотландской балладе «Вересковый мёд» были удостоены серебряной медали в Лейпциге.
Произведения Воловича хранятся как в частных коллекциях в России, Европе и Америке, так и в крупных музеях страны: в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве. Также его картины представлены и за пределами России: в Моравской галерее в Брно, в Национальной галерее в Праге, Музее Гете в Веймаре, в Доме-музее Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне. Но самое полное собрание работ художника находится в Ирбитском государственном музее изобразительных искусств. В собрании Оренбургского областного музея изобразительных искусств хранятся 16 офортов Виталия Михайловича к «Слову о полку Игореве». Офорты занимают большое место в творчестве Воловича, их даже однажды назвали чёрно-белым золотом.
В 1982 году Виталию Михайловичу была оказана честь проиллюстрировать шедевр русской словесности – «Слово о полку Игореве». Офорты уральского графика к великому произведению довольно фантастичны. Его «Слово» полно опасности, страданий и абсурда. И в то же время это мир шаткий, всё время меняющий форму. «Слово...» в иллюстрациях Воловича звучит не как повествование о давно прошедших временах, а как рассказ об ужасах войны, страшный и кошмарный. Выполняя эту работу, Волович проводил параллель с Великой Отечественной войной, которую ему самому довелось пройти. В иллюстрациях к этой книге художник показал антивоенный характер самой поэмы, тем самым выразив свою гражданскую позицию.