Найти тему

Я помню! Я горжусь!

Памятник строителям железнодорожной ветки Старый Оскол - Сараевка. Город Старый Оскол, Белгородская обл. Перекрёсток улиц 8 Марта и Комсомольской. Район ЖД вокзала. Фото из открытых источников.
Памятник строителям железнодорожной ветки Старый Оскол - Сараевка. Город Старый Оскол, Белгородская обл. Перекрёсток улиц 8 Марта и Комсомольской. Район ЖД вокзала. Фото из открытых источников.

Сегодня хочу рассказать вам об одной железнодорожной ветке которую назвали Дорога Мужества. Ветка эта берёт начало в моём родном городе.

Здравствуйте, дорогиеподписчики и гости

Речь пойдет об участке железной дороги Старый Оскол - Сараевка. Протяжённость этого участка составляет 95 км.

Железная дорога была построена в июле тысяча девятьсот сорок третьего года специально для оптимизации снабжения наших войск танковом сражении под Прохоровкой.

Об истории строительства этой ветки можно достаточно много прочитать в Википедии других исторических источниках.

Я хочу лишь рассказать то, что мне в своё время поведала моя бабушка, Марфа Ивановна, которая участвовала в строительстве этой дороги.

Ветку Старый Оскол - Сараевка планировалась построить в течение двух месяцев, с 15 июня по 15 августа 1943 года.

В то время моя бабушка уже родила дочь, мою маму.

Муж моей бабушки , Григорий Иванович, ушёл добровольцем на фронт, отказавшись от брони (был механиком на хлебозаводе.

Больше Григория Ивановича ни его жена, ни дочь, ни внук (то есть я) не видели.

У бабушки хранилась "похоронка" о том, что дед погиб на Курской дуге. Сгорел в танке.

Но она (похоронка) затерялась. Лично я этого печального документа не видел.

Но вернёмся к строительству железной дороги.

Бабушка рассказывала что когда объявили мобилизацию мирного населения, то есть стариков женщин с детьми, никакого сомнения не было: идти или нет?

Наоборот, жаловались те, кого забраковали по возрасту или состоянию здоровья.

Было велено взять с собой минимум еды и одежды, явиться на станцию Старый Оскол.

На станции уже был сформирован строительный поезд под двумя паровозами. Конечно же, помимо мирных жителей, которые были мобилизованы, в состав строителей входили и профессиональные железнодорожные войска.

Но их было меньшинство по понятным причинам.

Особо бабушка вспоминала, что в поезд входили два обычных пассажирских вагона тех лет, отданных под "детский сад". 

Многие женщины были с детьми разного возраста.

Женщины из этого "детского сада" по очереди ухаживали за детьми, не делая различия между своими и не своими.

Кормили их чем могли, обстировали, обогревали...

А остальная часть женщин шла работать на пути.

То есть копали рвы, железнодорожные насыпи устраивали, укладывали рельсы и шпалы, били костыли, устанавливали семафоры и занимались прочим железнодорожным строительством.

Как результат, участок железной дороги Старый Оскол - Сараевка был сдан в эксплуатацию всего лишь за 32 дня вместо 2 месяцев.

Этот участок прошёл между несколькими населёнными пунктами, полустанками, разъездами.

На каждом из них в настоящее время установлена памятная плита.

Этот участок активно эксплуатируется и в настоящее время.

Схема описанной ЖД ветки. Фото из открытых источников.
Схема описанной ЖД ветки. Фото из открытых источников.

А в течение последних нескольких месяцев, от станции Старый Оскол до станции Сараевка каждые выходные курсирует ретро поезд под паровозом серии ОВ с ретро вагонами времён Великой Отечественной войны.

Как заключение

Я горжусь тем, что являюсь членом такой семьи.

Об этом знают мои дети.

Конечно же, я расскажу (в своё время) и своим внукам об этом.

Мы помним.

Мы гордимся.

С вас лайк👍🏽, подписка и комментарий✍️