Конфуций
Конфуций (около 551–479 гг. до н. э.) — древний мыслитель и философ Китая, основатель конфуцианства.
Настоящее имя — Кун Цю, но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель».
Учение Конфуция подчёркивало личную и государственную мораль, правильность социальных отношений, справедливость, доброту, искренность и ответственность правителя за добродетельное руководство.
Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Настоящее имя — Кун Цю (кит. 孔丘, пиньинь Kǒng Qiū, палл. Кун-цю), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун»[4][1]) или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной
Учение Конфуция: наследие и развитие
Хотя конфуцианство зачастую называют религией, в его основе нет института церкви, а вопросы теологии не играют в нём важной роли. Этические принципы конфуцианства не имеют отношения к религии.
Цель конфуцианства — создать гармоничное общество, подобное тому, что существовало в древности. В таком обществе каждый человек должен выполнять свою функцию. Гармония достигается через преданность (чжун) — лояльность в отношениях между начальником и подчинённым, которая направлена на сохранение гармонии и самого общества.
Конфуций сформулировал золотое правило этики:
«Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
Пять добродетелей праведного человека
Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование И из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует И так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды».
Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведён также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд» или, точнее, «обычай». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального механизма.
Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Нравственные обязанности, которые находят своё выражение в ритуалах, становятся предметом воспитания, образования и культуры. У Конфуция эти понятия не были отделены друг от друга. Все они входят в содержание термина «вэнь». Изначально это слово означало человека с татуировкой.
«Вэнь» можно понимать как культурный смысл человеческого существования, как воспитанность. Это не просто искусственное образование в человеке или его естественный слой, не сочетание книжности и природности, а их органичное слияние.
Наследие
После смерти Конфуция не забыли его учение, наоборот, появилось множество направлений. Его духовными наследниками стали Мэн Кэ, который написал «Мэн-цзы» и Сюнь Куан, автор «Сюнь-цзы». Первое время конфуцианство ничем не выделялось среди остальных политико-философских школ Древнего Китая, которых на тот момент было очень много.
Важно понимать, что конфуцианство — это не религия, а, скорее, философское учение. Оно рассказывает о том, каким должен быть воспитанный человек и какое общество можно считать идеальным. Конфуцианство охватывает различные аспекты жизни, включая уклад общества и методы воспитания молодого поколения.
Конфуций считал, что для поддержания порядка в обществе необходимо, чтобы люди следовали принципам этики и морали. Только тогда можно достичь гармонии во всём, включая государство. Кроме уважения к старшим и заботы о младших, Конфуций также подчёркивал важность ответственности, точного следования инструкциям и догмам.
Сегодня конфуцианство не просто учение, а целый стиль жизни, который имеет многовековую историю.
Уже в середине XVII века появилась мода на восточную экзотику, когда многие европейские ученые заинтересовались китайской философией, о ней стали говорить с восхищением, в возвышенных тонах. Что же касается самого Китая, Конфуций стал титульной фигурой классического образования в этой стране. Со времён династии Хань его стали считать не только политиком и учителем, но и пророком, почти полубогом. В 1 году нашей эры его начали почитать на государственном уровне.
Постепенно начали строить храмы, посвящённые этому мудрецу. В его честь назвали Институт Конфуция и астероид, который открыли в 1973 году.
Учение Конфуция оказало огромное влияние на культуру страны и на формирование системы ценностей, которая сохранилась до наших дней.
Совет от автора
Если вы хотите глубже погрузиться в тайны китайской философии или просто узнать о них больше, я рекомендую вам прочитать книгу «Искусство войны». Это древнекитайский военный трактат, который был написан Сунь-цзы в V веке до нашей эры. Также стоит обратить внимание на учение Даосизма.
Если эта тема вас заинтересует, я могу подготовить отдельную статью о Даосизме.