Человек объединил в себе самые прогрессивные социальные адаптации, свойственные животным, а с появлением символьного мышления, речи и письменности смог подняться на новую высоту. Сегодня мы поговорим о том, как постепенно, за тысячелетия складывался механизм культурной эволюции.
Смотреть предыдущую часть.
Отличительные особенности культурной эволюции
Около 40 тысяч лет назад, на пике очередного оледенения эволюция на Земле вступила в новый этап — эволюцию разума, или культурную эволюцию. Раньше учёные достаточно жёстко увязывали разум с физическими характеристиками человека современного типа, Homo sapiens sapiens, также известного как кроманьонский человек. Однако открытия последних десятилетий показали, что всё несколько сложнее.
Во-первых, ряд форм поведения, которые ранее считали явным признаком разумности, были обнаружены у некоторых животных (мы писали об этом в прошлый раз). Во-вторых, учёные описали много находок человека современного типа из Африки. Оказалось, он появился там не менее 100 тысяч лет назад и первое время проявляли не больше признаков разумности, чем его непосредственные предшественники и другие виды людей, обитавшие тогда на Земле. Первые свидетельства символьного мышления (простые орнаменты) имеют возраст около 70-80 тысяч лет, но развития эта традиция не получила. Лишь 40 тысяч лет назад, примерно тогда, когда современный человек проник в Европу, началось развитие культуры, которое не прерывается до сегодняшнего дня.
Новый этап эволюции (назовём его культурной эволюцией) имел ряд отличительных особенностей:
- Он затронул в полной мере лишь один вид — Homo sapiens. Косвенное влияние культурной эволюции ощущается по всей Земле и в ближнем космосе, но идёт оно исключительно через человека. Есть основания полагать (об этом мы поговорим позже), что другие виды через этот этап эволюции не пройдут.
- Культурная эволюция опирается на новые — отличные от биополимеров — носители информации. Она хранится и передаётся, в первую очередь, в виде текста, а также через художественные образы, технические изображения, музыкальные произведения, паттерны поведения. Если последние формировались и передавались уже на этапе социальной эволюции, то всё остальное является новшеством, отличающим человека от остальных живых существ на Земле.
- Скорость культурной эволюции огромна — она на 5-6 порядков выше, чем у дарвиновской эволюции живых организмов. Какие это имеет последствия мы поговорим позже. Сейчас же я хотел бы обратить внимание на одну примечательную особенность: формирование механизма культурной эволюции заняло существенно больше времени, чем его активная работа (несколько десятков тысяч лет против нескольких тысяч).
Да, откуда взялась оценка в 5-6 порядков? И биологическая, и культурная эволюция — сложные, многокомпонентные процессы, и дать им интегральную количественную оценку очень сложно. Я выбрал для этого такой параметр: сейчас много говорят о грядущем исчерпании ископаемых углеводородов. Эти углеводороды суть неразложившаяся захороненная органика, произведённая экосистемами в прежние геологические эпохи. Образование известных месторождений заняло десятки миллионов лет. Для исчерпания же хватило первых сотен лет. Разница между этими сроками и составляет искомые 5-6 порядков.
Формирование механизма культурной эволюции
Механизм культурной эволюции сложился в ту тёмную для современных исследователей эпоху, когда человек современного типа уже возник, а носителей информации, способных сохраняться тысячелетиями, ещё не появилось. Поэтому мы можем обрисовать лишь крайне приблизительную картину этого процесса с очень неопределёнными сроками. Представляется, что механизм культурной эволюции прошёл в ходе формирования три шага (реальная последовательность которых может отличаться от изложенной ниже):
- Появление символьного мышление, засвидетельствованное простыми орнаментами, художественными произведениями, захоронениями. Произошло около 40 тыс. лет назад.
- Появление языка. Язык имеют все современные народы. Мы можем непосредственно проследить историю некоторых языков по письменным источникам на 5-6 тыс. лет в прошлое. Методы лингвистической реконструкции позволяют восстановить праязыки возрастом 8-10 тыс. лет. Уже тогда они по структуре ничем не уступали современным, так что само появление языка произошло существенно раньше — но вряд ли до возникновения символьного мышления. Таким образом, этот шаг должен был произойти от 10 до 40 тыс. лет назад.
- Создание специализированных средств архивации. В обществе, как и в живой природе, наблюдается стремление повысить устойчивость передаваемой по наследству информации. Для информации текстовой первым средством, радикально повысившим такую устойчивость, стала поэзия. У самых разных народов имеются поэтические эпосы, иногда огромные по размеру, передаваемые сказителями в стихотворной форме. Судя по изображаемым там реалиям, создание этих эпосов относится к неолиту. Т.е. использование поэзии для лучшего запоминания и воспроизводства информации началось около 10 тыс. лет назад.
Вторым, куда более универсальным средством запоминания стала письменность, изобретённая около 5 тысяч лет назад. Я не буду останавливаться на достоинствах этой технологии и огромному влиянию, которое она оказала на судьбы культуры и цивилизации. Читатель вполне может оценить их сам.
С появлением письменности весь необходимый инструментарий для механизма культурной эволюции был создан. Оставалось сложить его нужным образом.
Открытие Гиперурании
Когда мы читаем о цивилизациях ранней древности — а часто и о более поздних временах, — мы сталкиваемся с интересной тенденцией. В них циркулировали два потока информации, почти не пересекающиеся друг с другом. Религия, мифология, философия, ранние технические знания передавались посредством обрядов и мистерий, изустно, часто в стихотворной форме, требовали непосредственного общения и личных отношений между учителем и учеником. Хозяйственная деятельность, учёт, торговля, управления, наоборот, были обезличены и фиксировались письменно. Мы знаем целые цивилизации, письменные источники которых представлены исключительно бухгалтерскими записями. Там, несомненно, существовала богатая духовная и культурная жизнь, но узнать о ней что-либо конкретное крайне затруднительно. И такое раздельное существование Неба и Земли продолжалось тысячелетиями.
К слову, граница между ними проходила не самым очевидным для нас образом. Художник вполне мог проходить по разряду ремесленников, а кузнец почти наверняка почитался наравне с колдуном. Это нужно учитывать.
Понимание, что сакральные и художественные тексты можно и нужно записывать, пришло далеко не сразу. В этом направлении работали древние египтяне. В другом центре цивилизации ассирийский царь Ашшурбанипал остался в истории как создатель первой библиотеки. Однако сложность египетской иероглифики и замкнутость корпорации писцов ограничивали функции письменности, а Ниневия была разрушена восставшими подданными империи. Настоящее замыкание информационного пространства, встреча Неба и Земли произошло несколько позже, на пике развития античной Греции. Причём мы можем проследить это с точностью до поколения. Сократ ничего не написал. Его ученик Платон оставил диалоги, которые являются как важнейшими философскими произведениями, так и замечательными образцами литературы. Ученик же Платона Аристотель писал тексты, которые в наше время назвали бы монографиями.
Именно Платон сочинил образ, замечательно отразивший произошедшую революцию. Гиперурания (буквально "страна по ту сторону неба") — мир идей, содержащий неизменные совершенные образы всего, что есть, было и может быть на Земле.
Примерно в то же время похожие процессы происходили по всей цивилизованной Евразии. Такое совпадение позволило немецкому философу Карлу Ясперсу назвать этот период Осевым временем и утверждать, что произошедший тогда переворот в сознании позволил определяет жизнь мировой цивилизации поныне.
Что было бы, случись открытие Гиперурании в какой-то части мира существенно раньше или позже, чем в других местах? История даёт на это ответ, и он печален для опоздавших. Незадолго до рождества Христова письменность была независимо изобретена в Мезоамерике. Наиболее широко она применялась майя, которые вполне самостоятельно осознали возможность и важность записывания любых текстов. Благодаря этому во время крушения их цивилизации некие образованные индейцы смогли спасти несколько книг своего народа: они записали тексты на языке майя латинскими буквами и оставили их на хранение в сельских общинах до лучших времён. Но получить ускорение в развитии сколь-нибудь сравнимое с тем, что имело место в старом свете, цивилизация майя так и не смогла — или не успела.
Письменность оказалась уникальной технологией сохранения информации, которая давала принципиальную возможность обращаться к текстам, созданным в любую эпоху. О том, какое влияние это оказало на развитие общества, мы поговорим в следующий раз.