На территории Федеральной службы государственной статистики (Росстат) – в уникальном памятнике архитектуры 20 века – «Доме Центросоюза» в мае проходит выставка «Мысли. Образы. Пейзаж».
Это единственное в России здание, построенное по проекту выдающегося зодчего-авангардиста, пионера конструктивизма, художника и дизайнера Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере-Гри). И это единственная выставочная площадка с необычным пандусом, позволяющим увидеть сразу несколько уровней экспозиции.
Обзор удобно начинать, поднявшись на 7 этаж на лифте, и затем, спускаясь вниз по пандусу рассматривать картины.
6-й уровень
Здесь представлены произведения декоративно-прикладного искусства, фигуративные композиции и пейзажи. Всё вместе сложилось в яркую объемно-красочную экспрессию, радующую глаз и притягивающую внимание.
Первая работа - Татьяны Лариошиной "Два любящих сердца" задает лирический тон в духе авангарда, но срифмованного с поп-артом 21 века.
Дальше - две работы, представленные в разных материалах, близкие по колориту: гармоничная палитра, тонкое чувствование цвета.
У Елены Кухаренко "Журавлиные танцы" - аппликация из ткани и природных материалов, где изящные журавли скользят в предзакатном эфире над живописной землей, выполненной из шелка.
У Елены Радецкой "Момент истины" - почти абстрактное керамическое панно, англобы, глазурь. Считывается пейзаж в не нашей, в другой реальности, и это вовлекает зрителя, предлагает пофантазировать, в поисках своих ассоциаций.
Рядом декоративные панно Дины Бабинок: "Синяя сказка", "Звездный парад" и "Перо Жар-птицы".
Дина выполняет сложные коллажи, используя окрашенные перья, стразы, бусины и акриловые контуры, чтобы выразить личное мироощущение и образы, витающие в ее воображении и переливающиеся якрими красками.
Надежда Семирог создала объемную композицию, олицетворяющую идею "живого" искусства. Внутрь выпуклой полусферы вставлена пробирка с водой и живой цветок. К сожалению, тюльпан раскрылся еще во время развески, и к первой экскурсии он завял. Но это только подчеркнуло контраст постоянства формы, созданной руками человека и переменчивость существования природной формы.
Очень хорошо вписались три ярких работы разных авторов, в трех разных техниках и стилях представляющих цветы. Большое полотно Анастасии Маркиной "Маковое поле" - смелая стилизация, сочная и романтичная, уводящая мысль в предрассветные дымки, стелющиеся над цветущим полем. И рядом, как расшифровка стилизации Анастасии Маркиной - объемный фрагмент этого поля с реалистичными маками Натальи Степановой - "Маки". И диптих "Туманное утро на берегу ручья".
Охлаждают пылающий алый маковых полей синева в работах Дании Нуртдиновой "Волна" и водные сюжеты Виктории Ляпуновой. У Виктории декоративные стилизации - контрастные, геометрические, но смягченные изгибами природных форм в динамике. Тема движения продолжается в работе Дании Нуртдиновой "Волна" - эффектный заворот, вот-вот сольющейся в единое целое водной массы.
Тема воды, но уже в спокойном, пейзажном исполнении представлена в акварелях Натальи Ермаковой "Белое море". Свежесть северного лета и сияющая солнечными бликами вода под бескрайним небом, раскинувшимся над головой.
5-й уровень
Этот этаж собрал пейзажные работы, выполненные в призме авторского видения, показывая окружение глазами Художника. И несколько работ из серии "Образы" - то, что привлекает внимание и вдохновляет браться за кисти и холсты.
Поэтому чудесный реалистический горный пейзаж Галины Басанец и пленэрный, с нотками импрессионизма городской пейзаж Ольги Сердюковой "Город не спит" соседствуют с работй Юлии Кочергиной - "Фантом".
"Фантом" Юлии Кочергиной плавно уводит зрителя от реализма через трансформации видимых форм реальности к иллюзорным образам - маскам и аллегориям - плодам воображения человека.
Три апельсина в работе Людмилы Хлюпиной "Затихает Москва" ярким мажорным акцентом разбавляют минорный тихий сюжет. И в голову приходит ассоциация с театром, спектаклем «Три апельсина» — инсценировкой народной неаполитанской сказки, - ведь тема выставки "Мысли. Образы"...
Три пейзажа разных авторов - три разных подачи.
Спускаясь по пандусу, сначала рассмариваешь работу Ирины Татаринцевой "Golden gate", лаконичную, смелую, с золотым городом, перечеркнутым карминной вертикалью - крепкой опорой моста, уводящего вдаль, мимо Золотого города.
Затем останавливаешься перед работой Марины Лисицыной "Когда слова не важны" и невольно находишь параллели: окна, как на картинах Вермеера, за распахнутом окном - индустриальный пейзаж в духе конструктивизма, а по эту сторону - интерьер, модный в 70-х годах. Симбиоз меток разных эпох, как образ быстротечности моды.
И ускользающая в область воображения, сюрреалистическая композиция Екатерины Лозовской "Морской бой". Обманчивая, кажущаяся издалека пасторальной, картина, вблизи открывает воинственный сюжет.
Зоя Роменская представила пышный букет "Весеннее настроение", выполненный маслом, но так легко и смело, словно написанный пастелью - настолько быстро, на вдохновении пойман момент, солнечные зайчики и передано ощущение бархатного тепла.
Это романтическое восприятие действительности раскрывается и в работе Юлии Ефремовой "Горный ручей на рассвете". Пейзаж Юлии, словно олицетворяет идею отдыха и счастья: роскошные цветы, птицы, горные вершины вдали и тропический ручей, дышаший прохладой на рассвете.
Тема воды - центральная в творчестве Юлии Бондаревой, автора своего учения "Риверизм", отраженного в картине "Кумбхака - промежуток между вдохом и выдохом". Ускользающая, пограничная реальность, между материальной твердью и невидимой энергетической стихией.
Уравновешивается эфирная стихия изящной графикой архитектурного пейзажа Надежды Маликовой и близкой ей по колориту философской работой Елены Шаталовой. Выполненная в абстрактном стиле работа "Сохраним" Елены Шаталовой вызывает ассоциацию с землей, зеленью и опрокидывающимся миром, неустойчивым и зыбким, где "золото" - именно жизнь, природа. А покрытая зеленью земля может обратиться в пепел.
Графические работы Варвары Ситниковой складывааются в триптих: "Мое личное пространство", "Надежда" и "Одержимость" - баланс черного и белого - контрастное психологическое состояние, балансирующее между объективным миром и миром грез, иллюзий и самоощущений.
Еще одна "Волна", в экспозиции, написанная в реалистичной манере другим автором - Екатериной Вербицкой - возвращает зрителя к понятному, привычному морскому пейзажу, дарящему ощущение свежести и запаха соленой воды.
4-й уровень
Новая коллективная подборка работ - чередование композиций с сюжетами из образов, витающих в богатом воображении художников и пейзажей в совершенно разных техниках и стилях.
Легкая, воздушная акварель с добавлением цветных карандашей - повествование о сказочном времени путешествия в Италию, оставившее мятное послевкусие прохлады воды, запах ванили и орхидей - в работе Ольги Руновской "Воспоминание о Венеции". Главный персонаж - Кукла в маске - как намек, что в каждом взрослом есть его внутренний ребенок, который радуется сказкам и всегда готов фантазировать и сочинять свои.
В свои цветные фантазии приоткрывает дверь Елизавета Злобина диптихом "Миг". И каждый зритель, любуясь многофигурной композицией, самостоятельно строит объяснения и высказывает догадки, разгадывая смыслы, зашифрованные художником в картине.
Сегодня современное искусство дарит свободу художнику изображать мир в авторской подаче, выбирая материалы, технику и стиль, который в данный момент увлекает и вызывает желание попробовать себя в новом формате. Работа Елены Вараевой "Наедине с горами" выполнена в стиле китайской живописи се-и, где главное - передача идеи, самой сути предметов в свободной форме. Тушь, минеральные краски на рисовой бумаге.
Восточная тема, но уже в другой технике - маслом на холсте - представлена на трех полотнах Евгения Нэтра. Здесь ощущается влияние кубизма и русского авангарда, но переработанное, переосмысленное и ставшее уже Нэтровским почерком.
Полный мистики, загадочный пейзаж с горами, медитирующим или в состоянии сомати монахом и невероятным многогранным небом со светилами-глазами, внимательно всматривающимися в монаха и в зрителя.
Очень живописно, тонко и изящно продолжили тему востока акварели Натальи Черкашиной, перенося зрителя в Россию, в Хабаровский край. Кажется, что эти два художника видели один и тот же мир, в едином колорите, только передали его по-разному. Если у Евгения пейзажи с философским подтекстом, как визуализации духовных мантр, то у Наталии - это пойманный миг, настроение и передача неуловимого состояния в сложной цветовой гамме, созвучной любимым цветам эпохи ар-нуво, но преподнесённые в экспрессивной манере импрессионизма.
Тема русского востока и православный храм на картине Евгения Нэтра "Водопады Синдифа" созвучна произведению Эллы Мехович "Нилова Пустынь. Селигер". Импресиионизм, выполненный темперой, дышащий свежестью и ощущением проскальзывающего в другие эпохи времени, где нет пространства, есть только вечные незыблемые крепы для человека - его вера.
Православный символ веры предстает на полотне Марии Бандуркиной - "Божья Матерь всех скорбящих радости" - авторская интерпретация - иконический образ, обрамленный орнаментом в традициях гжельской росписи. Нежная лаконичная фигура Богоматери в гирляндах кобальтовых цветов, тонко, с любовью прописанных.
Эту сине-голубую гамму поддерживает акварельный пейзаж Александры Шаталовой - "Уже вечер, возвращайся". Воображение сразу переносится в сказку, и кажется, что из-за этих заснеженных еловых лап на зов выйдет Дедушка Мороз или Снегурочка, возьмет за руку стоящего вдалеке человека и поведет домой.
Завершает подборку картин на этом этаже классический пейзаж Елены Смирновой "Каменистое русло".
Словно ставит уверенную точку в коллективной выставке 4-го уровня пейзаж Елены Смирновой - с живой, струящейся водой, весело скачущей по валунам и бурлящей, поющей свои звонкие песни на непонятном нам языке.
Продолжение следует
Автор текста: Алена Ковалева,
руководитель информационного отдела Евразийского Художественного союза (ЕХС), руководитель секции "Художественное слово", куратор выставочных проектов в Росстате