Все риэлторы - коллеги. Мы занимаемся одним делом, но чаще с разных сторон сделки. А это значит - каждый отстаивает интересы своего клиента. И иногда в противовес интересов другой стороны.
Поэтому умение находить компромиссы, лучшего варианта ведения сделки, это показатель нашей профессиональности.
Но некоторые риэлторы считают, что лучше «встать в позу», нахамить и сказать, что ты «сам дурак».
Да, действительно, иногда ситуация возникает из-за того, что партнёр упустил некоторые обстоятельства, и даже можно ему на это указать.
Но если есть возможность разрешить сложную ситуацию без финансовых потерь обоих сторон сделки, всегда нужно идти навстречу коллеге, а не объявлять войну.
Риэлтор риэлтору-волк
Расскажу историю, которая будет полезна любознательным начинающим риэлторам.
На днях у нас развалилась сделка.
Наша клиентка продает свой дом в районе. А покупает квартиру-студию в областном центре.
В районе ( а это 100 км от областного центра) сделку сопровождает местный риэлтор, в Тюмени - моя коллега.
Моя коллега, Надежда - опытный риэлтор. Мы с ней пришли в АН «Этажи» в давнем 2006 году (конечно уже давно там не работаем, теперь у нас частная практика).
Выбрали они с клиенткой квартиру-студию и передали задаток. Перед этим Надежда созвонилась с риэлтором из района, поинтересовалась о перспективах сделки по продаже.
Сделка была подготовлена, банк одобрил предмет залога. Подписание кредитного договора и договора купли-продажи назначено через пару дней.
Оформлять предварительный договор и скреплять отношения сторон задатком - рядовая практика нашего риэлторского сообщества. Практика эта себя отлично зарекомендовала и еще раз подтверждает высокий уровень профессионализма наших риэлторов.
Но в этот раз «что-то пошло ни так».
Накануне сделки по продаже дома банк нашел «черное пятно» на репутации покупателя и в кредите отказал.
Нечасто - но такое все-же случается и бывает неожиданным, как падение метеорита )
Лично в моей практике с 2006 года это второй случай, а нет - третий. В одном случае из трёх - отказ был мотивирован плохой репутацией продавца. Служба безопасности банка обнаружила у него судимость за мошенничество.
Но вернёмся к нашей ситуации.
Конечно, Надежда уведомила коллегу-партнёра по сделке о случившемся и предложила организовать встречу продавца и покупателя студии для разговора о возврате задатка. Тем более у продавца это была прямая продажа и задаток он не передавал во встречную сделку. На что получила отказ.
Пришлось мне звонить менеджеру риэлтора продавца с предложением найти компромиссное решение.
Разговор был плохой.
Нас обвинили в непрофессионализме, в том, что разговор слишком длинный и вообще разговаривать не о чем, что «мы никто и звать вас никак» (за нами ведь не стоит крупное агентство с раскрученным брендом, вот они - это сила!).
В общем на запрос пригласить их клиента на встречу с покупателем, я получила ответ - нет.
Ледяным голосом я ответила: «Ну ладно, спасибо за разговор». (Я то уже знала, как мы будем действовать).
И на той стороне провода поняли всё.
….
Нашей задачей теперь было выйти на продавца самостоятельно и предложить ему заключить соглашение о расторжении предварительного договора.
Но продавец уже был предупрежден риэлтором и просто не открыл дверь.
Пришлось отправлять ему телеграмму о расторжении договора (сейчас это можно сделать через сайт почты России) с мотивировкой о несогласия по п. 2.3 предварительного договора.
На следующий день риэлтор продавца позвонил Надежде с предложением «не будем ссориться, продавец готов вернуть вам полную сумму задатка». И организовал встречу сторон.
Соглашение о расторжении предварительного договора подписали. Деньги наш клиент получил в полном объёме задатка.
И зачем было создавать напряжённую ситуацию спрашивается?Предварительный договор был составлен стороной продавца и п.2.3 ими же в него и включён.
Мораль.
Риэлтору нужно уметь без войны решать сложные задачи, особенно если ты сам еще «косячишь».
Найти компромисс, на равных выслушать коллегу, обсудить проблему спокойно и конструктивно - это и есть профессионализм.