Найти тему
Yuanming

Никогда бы не подумал, что Конфуций может так жёстко обругать человека. Кто же стал жертвой?

Конфуций считается основателем конфуцианства и служит образцом для подражания для всех последующих поколений в Китае. На протяжении всей своей жизни он учил своих учеников быть доброжелательными и благородными. При жизни он уже заслужил почтение своей благородной моральной дисциплиной и превосходной мудростью, получив титул «божественного святого» и «небесного наставника».

Великий учитель никогда бы не подумал, что он тоже может ругаться и даже быть жестоким по отношению к кому-то. Кто эти люди, которые пострадали?

Цзай Юй (522-458 до н. э.), также известный под своим вежливым именем Цзыво и как Цзай Во, был выдающимся учеником Конфуция, известным своим красноречием. В «Аналектах» Конфуций часто называет его «Цзай И». Там записано, что у Конфуция было «четыре субъекта учения» — этика, риторика, политика, литература и десять учеников, достигших мудрости.

Самыми выдающимися из них считаются Янь Юань, Мин Цзы-лянь, Жань Бо-ню и Чжун Гун; наиболее выдающимися в «политике» — Жань Ю и Цзы Лу; в «литературе» — Цзы-ю и Цзы-ся; в области «речевого искусства» или «ораторства» являются Цзы-гун и Цзай И.

Цзай И был очень красноречив, и когда он только присоединился к конфуцианству, Конфуций был восхищён им и считал многообещающим за его таланты. Однако его поведение впоследствии вызывало у Конфуция всё более возрастающее разочарование.

01
Как-то Цзай И сказал Конфуцию: «Если бы однажды я солгал очень добродетельному человеку, что кто-то упал в колодец, он наверняка спустится в колодец, чтобы спасти его, не так ли?»

Конфуций ответил: «Отчего же? Порядочный человек, возможно, пойдёт и посмотрит, но не попадёт в ловушку; он может быть обманут, но не будет постоянно введён в заблуждение».

02
Когда правитель царства Лу Ай-гун и министр Ци Кан-цзы говорили об устройстве священного дерева, Цзай И подсказал: «В период династии Чжоу на главной площади посажены сосны; в период династии Шан — кипарисы; во времена династии Чжоу — каштаны, чтобы вызвать страх и трепет у людей».

Когда Конфуций узнал об этом инциденте, он был разгневан тем, что Цзай И наговорил глупостей и ввёл в заблуждение правителя своим неверным суждением. Конфуций не хотел использовать неприятные или грубые слова и в отчаянии произнес: «Давайте не будем говорить о том, что произошло, не будем винить себя за совершённые ошибки, пусть всё останется в прошлом и забудем об этом».

03
Однажды Цзай И посетовал на то, что три года траура по умершим родителям слишком долгий срок. Если порядочный человек не соблюдает ритуал в течение трёх лет, то обычай будет нарушен; если три года не заниматься музыкой, она будет забыта и навыки утрачены. Когда старый запас зерна заканчивается, поступает новый урожай. Чтобы разжечь костёр, используют различную древесину в зависимости от времени года, и так всё идёт по кругу. На самом деле, разве одного года для траура не будет достаточно?

Конфуций спросил его: «Если после года траура ты ел бы свежий рис и носил новые шелка, чувствовал бы ты себя легко?»

— О нет! — сказал Цзай И.

«Если тебе это по душе, то просто так и делай. Порядочный человек не занимается этими так называемыми развлечениями, потому что в период траура пища становится невкусной, музыка не доставляет удовольствия, даже оставаться в доме становится тягостно. Но если ты получаешь от всего этого удовольствие и чувствуешь себя спокойно, тогда поступай так!»

После того как Цзай И ушёл, Конфуций воскликнул: «Цзай И действительно недобр! Когда ребёнок рождается, проходит три года, прежде чем он сможет слезть с рук родителей. Три года траура являются общепринятыми во всем мире. Разве Цзай И не получал любовь своих родителей все три года?»

Слова Конфуция звучат как обвинение, что представляется серьёзным предупреждением об отсутствии человечности и добродетели и говорит о том, что Конфуций вышел из себя.

04
Однажды Цзай И спал допоздна в самый разгар дня и Конфуций, не глядя на него, произнёс: «Нельзя вырезать хорошую статую из гнилого дерева, а глиняные стены из навоза — замазать. Чему ещё я могу научить человека?»

Позже Конфуций говорил, что ранее он судил о человеке по его словам, доверяя его поступкам. Но после того, как он встретился с Цзай И, его привычка оценивать людей изменилась. Теперь, когда он слышал чьи-то слова, то смотрел, как тот поступает и как проявляет себя в реальной жизни, а не судил по тому, что он говорит.

Мы видим, что, хотя Чжан И обладал большим талантом и красноречием и пользовался большой любовью и восхищением Конфуция вначале, он не отличался хорошим характером. Встретившись с благородным человеком, он, вместо того чтобы просить его о мудрых наставлениях, решил обмануть и поиздеваться над ним. Он не старался помочь ему в управления страной при помощи высоких моральных принципов справедливости, придерживаясь понятий доброты и человечности, но даже внушил мысли о тирании королю.

Вместо того, чтобы ценить всё, что сделали для него родители, он жалуется на долгий период траура, не желая сталкиваться с трудностями и продолжает спать днём, вместо того чтобы стремиться к совершенствованию.

Конфуций не говорил спонтанно, называя его «недобрым», «гнилым деревом» и «стеной из навоза». В глазах Конфуция наиболее важными в человеке являются его моральные принципы и приверженность принципам «благородства», а не большой ум, с которым он родился. Тот, кто слишком полагается на свои врождённые способности, не прилагает усилий для развития, выбирая лёгкий путь, и даже имеет намерение причинить вред другим. Такой человек превышает нижнюю границу морали, требуемую Конфуцием, что привело к отказу обучать его.

Важно «видеть недостатки других и смотреть в себя, анализируя собственное поведение».

Вне зависимости от того, талантлив человек или нет, до тех пор, пока он готов усердно работать над собой, оставаясь добрым, его наверняка будут признавать и уважать другие.

Больше интересной информации — на сайте yuanming.ru. Мы собираем самые лучшие материалы для вас, о которых стоит рассказать друзьям. Мы с вами!