Найти тему

Музыка, которая заставляет трепетать сердца людей

Если вам выдастся возможность побывать на концерте арабской классической музыки, то вы увидите особое состояние, в которое погружены слушатели. Эти концерты с давних времен обычно длятся три-четыре часа, а приходят на них истинные ценители, которые способны достичь состояния наивысшего эмоционального переживания. Это состояние на Арабском Востоке называется Тараб.

Тараб - трудно переводимый и многозначный термин, так как он связан с несколькими понятиями. Дословный перевод с арабского языка тараб означает "состояние повышенной эмоциональности", его часто переводят как "упоение", "экстаз", "восторг" или "магия".

В более широком значении, тараб представляет собой общий термин арабской эстетики, который описывает тип эстетического переживания блаженства и восторга по отношению к предмету искусства: например, в результате восприятия поэмы. созерцания произведения изобразительного искусства или слушания музыки. Отмечу, что, исторически, тараб был термином, связанным в первую очередь с чтением вслух перед аудиторией Корана и поэзии.

В современной практике,чаще всего этот термин используется применительно к стилю музыки и музыкальному исполнению, в процессе которого похожие эмоциональные экстатические состояния рождаются и возникают как в исполнителях, так и в слушателях.

Таким образом, несмотря на различные смыслы термина тараб, он в первую очередь относится к исполнению и слушанию классической музыки. Поэтому, прежде всего, тараб - это ключевой термин музыкальной эстетики арабских стран и неотъемлемый феномен классической арабской музыкальной традиции. Встречается в Египте, Сирии, Марокко, Ливане, и связаны с такими крупными городскими центрами, как Каир, Бейрут, Дамаск, Алеппо.

На Арабском Востоке основными критериями хорошей классической музыки являются три ключевых момента - это мелодия, поэтический текст и человеческий голос. Способность поражать красотой голоса и искренностью и вместе переживать музыку - вот главные показатели идеального "исполнения-слушания" в контексте арабской музыкальной культуры. Арабская музыка относится к высоко коммуникативной форме творческого процесса, и участие аудитории - одна из важнейших составляющих в тараб-культуре.

Поскольку арабская музыкальная классика в первую очередь вокальная, особую роль в культуре тараб играет певец, что отражено в музыкальной терминологии. Певца-солиста в классической традиции на Арабском Востоке называют мутриб, что дословано переводится с арабского "тот, кто вызывает тараб". Именно вокалист через свой голос, выражая глубоко трогательные эмоциональные переживания, вводит слушателей в состояние экстаза.

Хотя музыкально-поэтические достоинства песни имеют большое значение, ее истинные эстетические качества проявляются в самом процессе исполнения. Наличие трех сущностных элементов (мелодия, поэтический текст, голос) еще не гарантируют подлинный успех певца, он определяется совместным со слушателями экстатическим переживанием. Для этого необходимы "особые ингридиенты" - эмоциональная искренность и неуловимый "восточный дух", - качества, которые проявляются только в процессе исполнения.

Важным условием в достижении состояния тараб являются также место, время и состав аудитории. Важен контакт глаза в глаза, прямое взаимодействие между артистом и слушателями, атмосфера интимности и близости, эмоциональной искренности, что является необходимым условием для достижения особого состояния взаимосвязи артиста и слушателей. Подлинность атмосферы определяется ее спонтанностью, сердечностью и доверительностью. Таким образом, музыкальные и немузыкальные факторы сходятся в процессе создания арабской музыки для того, чтобы вызывать тараб, сущностный элемент арабской культуры.

Для того, чтобы установить взаимосвязь со слушателями, певцу необходимо время, чтобы "разогреться". достичь внутренней гармонии и таким образом быть способным вызывать чувство восторга у других. Сначала, как правило, оркестр играет инструментальную пьесу, затем можно услышать соло уда, а потом певец поет мувашшах (арабский музыкально-поэтический жанр андалузского происхождения), постепенно входя в состояние внутренней гармонии. Отношения артиста с самим собой, его внутренняя гармония - это то, что способствует достижению его "творческой свободы", которая отражается на эмоциональном состоянии слушателей.

Сами музыканты отмечают, что музыкальные факторы часто становятся второстепенными. Например, Мохаммад Хаири (1935-1981), выдающийся сирийский певец из Алеппо, будучи в "потоке", несмотря на то, был ли он в голосе или нет, звучал ли оркестр или нет, аудитория впадала в тараб, крича "ах" и "ох", почти независимо от качества его музыкального исполнения. ИЛи еще пример, связанный с выдающимся композитором и певцом, также из Алеппо, бакри ал-курди (1909-1978). Хотя его голос был легким и слабымЮ он заставлял сдушателей плакать после первой фразы.

На концертах классической музыки слушатели нередко произносят слова и возгласы одобрения и восторга, сопровождая их жестами и телодвижениями. Примечательно, что все эти проявления восторга выступают для исполнителя определенным поощрением продолжать исполнение. Ведь известно, что, как долго будет длиться исполнение и каким вдохновенным оно будет, во многом зависит от слушателей, от контакта с ними.

Существует своеобразный символический "язык тараб", который помогает пережить совместный "экстаз". Во время исполнения участники концерта (и артисты и слушатели) фактически подают определенные сигналы так называемые "символические знаки" друг другу, через которые они корректируют свои музыкальные переживания, оценивая качество эмоционального воздействия.

В тараб-культуре слушатели могут делать оценивающие движения относительно стиля исполнения, искренности вокалиста, аутентичности музыкальной интерпретации, общей атмосферы и других эстетических условностей арабской музыки. Артисты, со своей стороны, делают похожие движения, чтобы оценить уровень аудитории, ее способность реагировать на музыку, понять специфику атмосферы и т.д. Кульминационные моменты музыкальной формы могут быть отмечены "плачем" в голосе или многократным быстрым повторением одного звука на уде.

Эти симовлические знаки устанавливают систему координат музыкального поведения, в которой слушатели и артисты выражают себя и понимают друг друга. Например, просвещенная аудитория ожидает услышать в определенный момент исполнения определенные мелодические обороты, которые рассчитаны на ответный тараб. Вздыхая, крича и жестикулируя, слушатели проявляют себя как знатоки и просвещенные ценители, а особая, индивидуальная манера исполнения артиста свидетельствует о его статусе Мастера. Все это подтверждает то, что самовыражение артистов и слушателей в музыкальной коммуникации представляет собой диалогический и многогранный процесс.

Кроме того, сушествуют особоые исполнительские приемы,которые артист используеи для того, чтобы вызвать эестатические переживание в слушаиелях. ОДин из таких приемов- интерпретация и выражение различных значений поэтического текста. Этим приемом в совершенстве владела великая египетская певица Ум Кальсум (1898-1975). Она могла исполнить одну строфу двадцать и ьолее раз,и каждый раз по разному, передавая новые нюансы текста, тем самым вызывая у слушатиелей чувстыо восторга, граничащее с эктазом. Яркий пример - ее исполнение "Siret el hob" ("Разговор о любви").

У артистов инструменталистов к таким приемам относятся искусные мелодические повторы, неожиданные модуляции, использование определенных музыкальных оборотов в процессе комбинирования их необычным способом. Данные исполнительские приемы и стратегии, направленные на достижение совместного со слушателями экстатического переживания музыки, связаны с измененным восприятием времени в ходе исполнения. Особенно это касается классических инструментальных импровизационных жанров, таких, например, как таксим.

Действительно, феномен тараб как экстатический опыт свидетельствует о том, что музыкальная классика на Арабском Востоке рассчитана на медитативное восприятие и связана с проблемой измененной деятельности сознания, когда психологическое состояние, в которое погружается слушатель во время многочасового звучания музыки, аналогично медитации с трансформированным ощущением времени. Такое состояние характеризуется выпадением из повседневного потока времени, ощущением остановленного времени, что приводит к иллюзорному восприятию своего "я" - "слиянию с беспредельностью", "парению" и тому подобное.

В заключение хочу обобщить понятие тараб. Тараб это песня, крик души, грустное счастье и печальная радость. Это музыка, которая заставляет трепетать сердца. Это известные и любимые на Арабском Востоке песни, ставшие классикой. Они наполнены красивой музыкой, глубоким смыслом о любви.

В современной культуре арабских стран все меньше проводится концертов тараб-музыки, но несмотря на это, в виртуальном пространстве на медиа носителях, по радио в любом кафе и такси во всем арабском мире каждый день можно услышать ясный и мощный голос Ум Кальсум, о которой было упомянуто в данной статье. Также можно услышать Варду аль Джазаирийю, Файруз, Фарида аль Атраша, Абделя Халим Хафеза и других певцов времени расцвета музыки тараб.

Также все меньше сейчас появляется тараб-артистов, способных вызывать истинное экстатическое состояние. Большую часть современной аудитории классических концертов составляют непросвещенные слушатели. Но несмотря на это, сущностной чертой арабской музыки остается ее эмоциональность и интерактивность, которые нашли свое выражение в феномене тараб, музыке, которая заставляет трепетать сердца людей.

Предлагаю послушать примеры песен, которые относят к тарабу. Послушайте и напишите в комментариях , что вы почувствовали, когда слушали эту музыку.