Это не просто огромный самосвал, который в десятки раз больше любого автомобиля. Это самая большая машина в мире. БелАЗ-75710 смог попасть даже в Книгу Рекордов Гиннесса по грузоподъемности, поскольку проехал с 503,5 тоннами. Какие характеристики у этой машины? Сколько таких существует сегодня?
Белорусское технологическое чудо
Представить себе, что можно перевозить 450 тонн груза в одном транспортном средстве, сложно даже опытным горнякам и шахтерам. Однако этот невероятный трюк под силу легендарному белорусскому карьерному самосвалу БелАЗ-75710, который справедливо считается самым грузоподъемным автомобилем в мире.
Выпущена машина была на Белорусском автомобильном заводе (БелАЗ), который был основан в 1948 году в городе Жодино, расположенном недалеко от Минска. Изначально предприятие выпускало обычные грузовые автомобили, но уже в 1955 году оно начало производство первых карьерных самосвалов грузоподъемностью 27 тонн. За последующие 60 лет завод стал настоящим мировым лидером в разработке и выпуске сверхмощной карьерной техники.
В его модельном ряду сегодня представлены самосвалы с грузоподъемностью от 45 до 450 тонн. Флагманом модельного ряда БелАЗа является карьерный самосвал БелАЗ-75710. Его грузоподъемность составляет 450 тонн, что делает его абсолютным мировым рекордсменом в этом классе техники.
Технические характеристики БелАЗ-75710
Для сравнения: самый большой грузовик на шинах в мире Caterpillar 797F может перевозить "всего" 363 тонны. БелАЗ-75710 оснащен двумя дизельными двигателями мощностью по 2330 л.с. каждый. Это позволяет ему развивать скорость до 64 км/ч, несмотря на огромные размеры и массу. Длина машины составляет 20,6 м, ширина — 9,87 м, высота — 8,26 м. Диаметр колес достигает 4 м.
«Наивысшая грузоподъемность достигается за счет применения новых компоновочных решений в конструкции машины, высокопрочных низколигированных сталей, используемых при изготовлении рамы и платформы, восьми шин размером 59/80R63», – пишет БелАЗ.
Двигательную установку БелАЗ-75710 составляют два дизельных двигателя мощностью по 2300 л.с. каждый. Это позволяет самосвалу развивать максимальную скорость — до 64 км/ч. Ходовая часть машины оснащена двухскатными колесами с шинами диаметром 4 м.
Независимая гидропневматическая подвеска и дисковые тормоза с пневмогидравлическим приводом на всех колесах обеспечивают высокую плавность хода и надежное торможение. Для безопасной и эффективной эксплуатации самосвал оборудован современной электронной системой управления двигателем и трансмиссией, камерами кругового обзора, а также автоматизированной системой смазки узлов и агрегатов.
Колосс в работе
На сегодняшний день единственный экземпляр БелАЗ-75710 находится в эксплуатации на угольном разрезе Черногорский в Хакасии (Россия). Там этот гигантский самосвал используется для перевозки пород с глубоких участков разреза на отвалы. Благодаря своей колоссальной грузоподъемности (450 т), этот самосвал способен за один рейс переместить объем породы, который обычно требует несколько более компактных 220-тонных машин.
Такая высокая производительность позволяет существенно увеличить эффективность горных работ на разрезе Черногорский. Кроме того, БелАЗ-75710 демонстрирует высокую надежность и экономичность в эксплуатации, несмотря на свои колоссальные параметры. На данный момент известно о 4 автомобилях. Помимо работающего, один из них находится в музее в Свердловской области, а два других проходят обкатку.