Когда-то прадед говорил, что "... главная беда некоторых людей - это неупорядоченность мЫшления, неумение ставить цели и излагать мысли другим". Несмотря на категоричность высказывания, большая доля своей "сермяжной правды" в нем есть. Самое интересное: создается ощущение, что это состояние поддерживается искусственно. Очень удобно для "политагитаторов".
Читаешь некоторые статьи в "солидных" изданиях, а, автор, рассуждая об экономике, сползает вдруг в культуру, а потом "натягивая сову на глобус" (агрументируя свою теорию) вдруг начинает приплетать культуру или политику. Да, это вещи родственные и иногда оказывающие взаимное влияние друг на друга, но это разные вещи.
"Играя в наперстки" политики, (например), мешают в одну кучу политический и экономический строй: форму правления и экономический уклад. Есть еще один нюанс: экономика почти всегда многоукладна.
"Да нет же, политика- это продолжение экономики!" А, вот, не всегда, и не всегда это "продолжение" работает логично в рамках одной отдельно взятой страны. Хотите пример?
Первая Мировая война началась в результате конфликта интересов России и Австро-Венгрии из-за Сербии (ну, если подходить с формальной точки зрения). Точки зрения экономики сербский рынок для России был как... (в общем, не сулил он особых выгод). А, вот с точки зрения амбиций некоторых политиков, все совершенно не так. Как результат, союзником в этой войне стал экономический соперник, а врагом стали государства имевшие самые тесные экономические связи с Российской империей.
Нет уж, господа, давайте воздадим "Богу - Богово, а Кесарю - кесарево" и не будем путать божий дарт с яичницей. Ладно, все это длинное предисловие к тому, о чем пойдет речь дальше в статье.
Для чего было искусственно создавать госпредприятие (пароходную компанию), там где прогорел "частник"? Ответ прост: политика. О чем речь?
1 сентября 1904 г. началась деятельность Русского Дунайского пароходства. Она работала, главным образом, в Рени, по Нижнему Дунаю и на Пруте. Государством были закуплены новые пароходы, ассигнована большая сумма на расчистку реки Прут и всех его перекатов до Новоселиц. Но главное было не в том.
Были учреждены новые агентства РДП в придунайских государствах, которые должны были оказать влияние на развитие промышленности придунайской
и припрутской Бессарабии, а также на отношения России с балканскими странами и прежде всего, с православными и славянскими (с этнокультурной точки зрения). С точки зрения экономики, предприятие не очень выгодное, но политики (как и военные) редко считают деньги. У политики свои "правила игры".
Приведем замечание руководителя Экспедиции особого назначения на Дунае Михаила Веселкина: «Надо отдать полную справедливость РДП, что агентурная
сеть поставлена у них на большую высоту, что большая часть сведений и слухов, полученных мною шифром от агентов нашего правительства, мне были известны гораздо ранее по донесениям агентов РДП. Позволяю себе обратить особенное внимание на деятельность управляющего РДП, полковника Ермакова, сумевшего поставить дело так, что не только коммерческая, но и политическая жизнь придунайских государств отражается во всех ее проявлениях в соответствующих своевременных донесениях агентов, имеющихся постоянно в распоряжении этого незаурядного деятеля и администратора»
О, как!
Все дело в том, что после государственного переворота 1903 г. и воцарения Карагеоргиевичей перед Белградом снова встал вопрос о преимущественной
внешнеполитической ориентации. На этот раз Сербия обратилась к
Антанте, с одной стороны, она искала сближения с Россией (культурная связь, дипломатическая поддержка), а с другой стороны – с Францией (источник капиталов). Из-за этого и возник конфликт Австро-Венгрии с Россией, хотя до этого у этих государств были нормальные отношения. Я не пишу слово "дружественные", как принято у дипломатов. В политике "друзей" нет (и быть не может). Есть государства, цели которых временно совпадают (по тем или иным причинам).
Объективно говоря, сербский рынок достаточно долго ограничивался керосином. При этом, русской торговле очень сильно мешали две страны, которые находились в гораздо более выгодном положении. Это Румыния, которая сама добывала нефть с 1857 года и... Австро Венгрия, добывавшая нефть в Галиции (бурный расцвет отрасли как раз приходится на 1900-1910 годы). При этом Австро-Венгрия достаточно активно занималась переработкой нефти, и производила ве необходимое оборудование внутри страны.
Сербы же очень не хотели "австрийского монополизма" (и это логично с их точки зрения). Бывший лидер Народно-радикальной партии Раша Милошевич, давая интервью в Одессе говорил, что Сербия ведет борьбу
с австрийской гегемонией на рынке (дословно: "она охватила железным кольцом всю Сербию"), он указал, что Австро-Венгрия оборудует порт Прахово, чтобы торговать сербскими товарами на европейских рынках. Какими товарами? Главной статьей экспорта Сербии была свинина (традиционно, еще со времен Османской Империи сербы, по вполне понятным причинам, разводили именно свиней).
В общем, думаю, ситуация понятна. Тут есть еще один нюанс: пока Русско-Дунайское пароходство боролось за "нефтяной рынок", оно потеряло частично пассажирский рынок. На "рынке" появились несколько компаний с очень похожими названиями, которые маскировались под "бренд" обанкротившейся компании Гагарина. Так, например, появился шустрый одесский частник, (Новое Дунайское пароходство, владелец Левин) купивший на торгах (за копейки) "Измаил" (ранее принадлежавший "гагаринской" компании ЧДп), а потом еще и и древний пароход "Князь Оболенский"
Но это так, в качестве "лирического отступления" (и компания такая была не одна).
Но основной "бой" в Дунайских перевозках шел именно за нефтяной рынок между фирмой "русских" (условно русских) предпринимателей Нобелей и их конкурентами из других стран. Потому РДп развивало именно буксирный флот и закупало баржи. На Дунае использовались 35 однопалубных безмачтовых сухогрузных барж («Георгиос», «Юлия», «Ольга», «Элпис», «Марианна», «Женя», «Родезия», «Дуся», «Екатерина», «Меланья», «Чернигов», «Севастополь», «Воронеж», «Густаво», «Успех», «Килия», «Вилково», «Любовь», «Ока», «Волга», «Дунай», «Туся», «Елизавета» , «Сестра Мира», «Днестр», «Елена», «Раненый», «Харьков», «Батум», «Поти», «Тифлис», «Рени». Остальные были номерные). Вместимость была от 550 до 750 брт. Длина барж от 20 до 75 метров.
Самое интересное, что в эту же игру включились... американцы. Агент РДп Мамулов сообщал: «…почитаю своим долгом присовокупить, что если эта поставка является для нашего пароходства желательной, то нам надлежит принять все меры к удержанию этого рынка за собой, ибо ныне Сербия, имея доступ к Салоникам и Адриатическому морю, может легко и дешево приобретать американский керосин». На самом деле, это тоже была игра. Он сообщает, что «удалось мне узнать стороной, что американские фирмы предлагают монополиям выстроить в Скопье резервуары и доставлять все необходимое для вновь завоеванных земель» (а, вот это уже чистая выдумка).
Ситуация была совершенно не такой, и "американская угроза" шла совсем с другой стороны. Американцы начали развивать переработку нефти в Румынии, начав строетельство завода в районе Брази уезд Прахова. Более того, в 1913 г. Румыния предложила пятилетний керосиновый контракт по цене 11 франков за 100 кг (предложив те же цены, что и Россия). И сербы начали торговаться.
После этого предложения Раша Милошевич сообщил, что если монополии заключат контракт с Нобелем, то Сербия будет терпеть ежегодные убытки в триста тысяч франков. Но, потом, он добавил, что: «...если русское правительство желает сохранить для себя наш рынок, то оно должно предоставить исключительные льготы» О, как!
Но и русская сторона начала торг, опираясь не на экономические, а на политические аргументы. Как высказался, в ответ, член правления РДп князь Аматуни: «…чтокасается правления Дунайского пароходства, то оно, конечно, будет огорчено, если ему не удастся принять на себя поставку керосина для
Сербии, но не потому, чтобы оно от этого имело выгоду, а только потому, что этим путем оно способствовало поддержанию и развитию более тесных отношений между обоими родственными государствами и в критические моменты в жизни сербского государства оказывало и иные услуги, как во время войны с Турцией, в текущем (имеется в виду в 1913-м) году...».
Да, я конечно понимаю, что бороться за внешний рынок кажется проще и прибыльнее, чем развивать внутренний, но...
В общем... история имеет свойство повторяться. Ни что не ново в политике...