Найти в Дзене

ВАС ОЖИДАЕТ ГРАЖДАНКА НИКАНОРОВА

Кадр из фильма "Вас лжидает гражданка Никанорова"
Кадр из фильма "Вас лжидает гражданка Никанорова"

Любителям советского кино памятен фильм «Вас ожидает гражданка Никанорова», где рассказывается о нелёгком поиске обычной деревенской женщиной «сказочного принца».
Колхозница Екатерина Никанорова (актриса Н. Гундарева) всякий раз, влюбившись, продаёт дом, увольняется из колхоза и уезжает вместе со встреченным мужчиной, но потом, разочаровавшись в несостоявшемся «спутнике жизни», «выпавшем по дороге», возвращается.
С распроданным личным скарбом всё просто: Никанорова ходит по соседям и те возвращают ей «проданные» ранее вещи. На глазах всей деревни ребята катят тележку с нажитым, но раздаренным ею добром.
Вернувшись в свой дом, она говорит ошалевшему ветеринару Павлу Ивановичу Дёжкину (Б. Брондуков), едва только вселившемуся:
- Я – хозяйка! Приехала на постоянное место жительства! Деньги тебе возвращать или в колхоз?
В разговоре с несчастным Дёжкиным председатель колхоза Леопольд Васильевич (И. Рыжов) замечает:
- Слушай, а ведь я ей говорил, когда покупал эту хибару: «Не дай Бог задумаешь обратно повернуть оглоблю!»… Вот как в воду смотрел!

Кадр из фильма "Вас лжидает гражданка Никанорова"
Кадр из фильма "Вас лжидает гражданка Никанорова"

Т.е., купить дом мог и колхоз, т.е. юридическое лицо!

****

Наверное, дотошный исследователь может вопросить:
- Как же это так, в СССР, где не было частной собственности, вдруг имелась купля-продажа недвижимости?
Да, действительно. В советской России частной собственности не было.
Например, в соответствии с Декретом ВЦИК от
20-го августа 1918 года право частной собственности на землю отменялось в пределах всех городских поселений, а право частной собственности на строения - только в городах с населением свыше 10 тыс.

-3

Но, отменив частную, большевики ввели загадочную «личную собственность». Разница между этими понятиями заключалась в том, что под частной собственностью подразумевались средства производства, т.е. серьёзные промышленные активы (земля, вода, лес, заводы и т.п.).
Что входило в «личную собственность» упоминалось в «сталинской» Конституции СССР 1936 года:
«… Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом…».

-4

Безусловно, советская «личная собственность» - это никоим образом не «частная собственность» в американском формате, на неё был наложен целый ряд ограничений. Тем не менее, значительная часть граждан СССР располагала жильем, находящимся в личной собственности (унаследованным, купленным или построенным).
И сделки с этим жильём (покупка, продажа, дарение, завещание, обмен), совершаемые в порядке житейской необходимости, были совершенно обыденным делом.
Несмотря на введение паспортной системы в 1934 году («институт прописки»), люди в позднем СССР были не менее мобильны, чем сегодня. Особенно у молодёжи было много возможностей мигрировать как «вертикально» (из деревни в города), так и «горизонтально» (в те регионы, где требовались специалисты и рабочая сила). Достаточно вспомнить, что за советское время половина населения страны переехала из деревни - в город. Так, доля городского населения выросла с 18% в 1926 году до 66% в 1991 году.

Дом моего прадеда, Ивана Сергеевтча Евстигнеева в дер. Ратчино Коломенского уезда (ныне - Воскресенского района Московской области)
Дом моего прадеда, Ивана Сергеевтча Евстигнеева в дер. Ратчино Коломенского уезда (ныне - Воскресенского района Московской области)

В частности, мои предки, как по отцовской, так и по материнской линии продали свои дома в деревнях и перебрались в Москву. В частности, в Ратчино продали осенью 1954 года дом соседу за 6000 рублей. Прадед разделил деньги следующим образом: по 2000 рублей – дочерям Анне и Елизавете и 2000 отложили себе на похороны, положили на книжку
Гражданский Кодекс РСФСР, принятый в 1964 году, разрешал открыто продавать свою законную личную недвижимость:
«… Ст. 238. Жилой дом (или часть его), находящийся в личной собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей, может быть предметом купли-продажи с соблюдением правил статьи 106 настоящего Кодекса, а также при условии, чтобы собственником не продавалось более одного дома (или части одного дома) в течение трех лет, кроме случая продажи, предусмотренного статьей 107 настоящего Кодекса…».
Землю в СССР продать было нельзя. Земля и строения на ней в сельской местности по документам числились за колхозами, государственными структурами, в руках которых и были сосредоточены основные земельные активы.
Как же умудрялись продавать дома?
Желающие купить «дачу» (домик в деревне) вместе с продавцами отправлялись в сельский совет (исполнительный орган власти колхозов), где председатель переписывал владение на другое имя.