Найти тему
Лекторий Dостоевский

Мирная борьба Махатмы Ганди

Как философ Ганди стал влиятельным политиком? Как английские колонизаторы помогли индийскому борцу за независимость родной страны? Может ли философ вообще быть политиком? И есть ли шанс у духовного лидера против агрессии противника? Узнаем из истории вдохновителя президентов и звезд, отца «ненасильственного протеста» Махатмы Ганди.

Мохандас Карамчанд Ганди (и это его настоящее имя) появился на свет 2 октября 1869 года. В памяти индийцев Махатма Ганди остался как борец за освобождение Индии от колониального гнета Британской империи. Его идеи заложили основу философии ненасильственной борьбы за гражданские права и свободы. В 1930 году журнал Time признал лидера движения за независимость Индии человеком года, в BBC — международным символом мира и добродетели. Позже он вдохновит на очень похожий метод воплощения идей справедливости своего последователя и почитателя - Мартина Лютера Кинга. Кстати, и этот великий реформатор в свое время окажется на обложке все того же Time.

Семья Ганди происходила из торговой касты, а отец занимал министерский пост. Большое влияние на него оказала мать, которая была очень религиозной женщиной. Поэтому все детство Мохандас провел, посещая храмы, постясь и соблюдая религиозные обряды. Как это часто бывает, возраст юношества принес подростковый бунт. Молодой человек стал отклоняться от вегетарианства, строгих религиозных правил, интересуясь культурой "врагов" - британских колонизаторов.

В европейском костюме
В европейском костюме

Более того, как ни парадоксально, но молодой Ганди даже восхищался англичанами. А в 19 лет (в 1888 году) он отправился в изучать юриспруденцию и начал перенимать английскую моду и манеры: носил европейский костюм и галстук, брал уроки танцев, ездил только первым классом. А еще именно англичане познакомили Мохандаса Ганди с «Бхагавадгитой» — одним из главных текстов в индуистской философии, ставшим основой его собственного философского учения. Впервые он прочел эту «Песнь Господа» и другую религиозную литературу именно на английском. Лишь вдали от Индии он как бы заново проникся большим уважением и интересом к религии и философии своей страны. А англичане же, наоборот, из небожителей превратились для него в обычных людей со своими недостатками и слабостями. Глядя на них, он к тому же прекрасно понимал, что доход среднего англичанина в десять раз превышает заработок его соотечественника. Он увидел несправедливость, на которой была основана система колониального правления.

В 1891 году Ганди вернулся на Родину. Попытки работать адвокатом успеха не принесли, но зато спустя два года ему предложили работу по специальности в Южной Африке в торговой фирме купца-мусульманина Дады Абдуллы. Эта часть континента тоже была под контролем британцев, к тому же там вовсю бушевал апартеид. Мохандас уехал в Африку, где и провел следующие 20 лет. Здесь он стал свидетелем тому, как проживавшие на континенте европейцы пользовались широкими правами, в то время как коренное африканское население было практически бесправным.

В те годы набирало силу влияние Льва Толстого. Ганди и Толстой даже обменялись несколькими письмами. Ганди все острее ощущал несправедливость мира и желание это изменить. Он стал участником или организатором маршей и мирных протестов, за что не раз был арестован. Зато ему удалось добиться отмены ряда расистских законов.

Во время одной из протестных голодовок
Во время одной из протестных голодовок

В 1915 году Ганди вернулся в Индию. Теперь он снова носил традиционную одежду — дхоти и тюрбан. В том же году индийский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Рабиндранат Тагор впервые назвал Ганди «Махатма», что означает «великая душа». Имя так прочно прикрепилось к нему, что именно под ним он навсегда остался в истории.

Свою философию сам Ганди назвал «сатьяграха», что переводится с санскрита как «упорство в истине». В основе этого понятия лежали три принципа: гражданское неповиновение, отказ от сотрудничества с британскими властями и отказ от насилия.

Под неповиновением он понимал неисполнение несправедливых законов и готовность понести за это наказание. Несотрудничество заключалось в отказе от любых контактов с системой угнетателей: увольнение с работы, бойкотирование школ и госучреждений, отказ от званий и титулов, а также от покупки товаров, произведенных метрополией.

-4

В 1920 году Махатма в очередной раз призвал граждан к общенациональной сатьяграхе и бойкотированию монополии британских властей на текстильную промышленность. Тогда весь хлопок с индийских плантаций отправляли на остров, где из него производили ткань, которую после этого перепродавали индийцам с наценкой. Символом этого протеста стала ручная прялка. Следуя призывам Ганди, тысячи индийцев начали изготавливать ткань дома и продавать ее на местных рынках. После этого Махатму на два года посадили в тюрьму.

Еще одной известной акцией Ганди и его последователей стал Соляной поход 1930 года, который стал ответом на запрет метрополии индийцам самостоятельно добывать соль на территории Индии.

Во время Соляного похода
Во время Соляного похода

Махатма призвал сторонников нарушить этот закон и показательно выпарить соль на заброшенных солеварнях в деревне Данди. Ганди прошел пешком 400 километров, собрав по пути многотысячную толпу. Об акции узнала вся страна, и тысячи граждан начали добывать соль, протестуя против несправедливого запрета.

Важным аспектом деятельности Ганди стала борьба за права неприкасаемых - и пытался добиться расширения их гражданских прав. Увы, эта жесткая кастовая система сохраняется в Индии и сегодня. Не получилось и примирить мусульман с представителями других религий в стране. Зато в 1947 году, после ряда попыток сохранить колониальную администрацию, британские силы полностью ушли из Индии. Освободительное движение Ганди сыграло ключевую роль в этом решении.

День провозглашения Независимости Индии
День провозглашения Независимости Индии

...Поразительно, но и в жизни, и в смерти у Ганди с Лютером Кингом поразительно много общего. Как это случится позднее с Мартином Лютером Кингом, 20 января 1948 года на самого Ганди совершили покушение. Радикалы бросили самодельную бомбу в толпу сторонников политика, которые пришли в парк, чтобы послушать его речь. После этого Махатме предлагали усилить охрану, но он отказался от дополнительных мер предосторожности. И уже через десять дней, 30 января, на том же месте националист Натурам Годсе подошел к Ганди и трижды выстрелил в него в упор. Ганди скончался на месте.

И, как и в случае с Кингом, не всего идеи Ганди были воплощены. Многое будто, напротив, усугубилось. Так, после того как страна стала независимой, она была разделена по религиозному признаку на два государственных образования — Индию и Пакистан. Этот раскол разрушил надежды Махатмы Ганди на мирное сосуществование мусульман и индуистов на одной земле. В октябре 1947 года территориальный спор о принадлежности штата Джамму и Кашмир стал поводом к началу первой индо-пакистанской войны.

Индо-пакистанский конфликт до сих пор не решен
Индо-пакистанский конфликт до сих пор не решен

До сих пор на границе двух стран регулярно происходят перестрелки и вооруженные столкновения. Традиционалисты критиковали его за отстаивание прав низших каст и попытку уравнять в правах мусульман и индуистов...