В районе железнодорожного вокзала Анапы полтора месяца продолжаются археологические раскопки. Мы побывали в гостях у краснодарских специалистов, ведущих там работы.
Как рассказал нам один из руководителей работ Закир, здесь обнаружена группа сельскохозяйственных усадеб античного времени – 3-2 веков до нашей эры. Здесь жили, видимо, довольно зажиточные поселенцы – они могли позволить себе посуду, изготовленную в Греции. При раскопках найдены монеты Пантикапея (Боспорское царство), привозные амфоры для вина и пифосы (большие кувшины для хранения пшеницы).
Усадьбы, скорее всего, были основаны греческими переселенцами, когда Горгипия увеличилась и смогла позволить себе осваивать близлежащие земли. Жившие здесь греки обживали хору (сельскохозяйственная округа сельского хозяйства близ городов), создавали небольшие поселения, занимались рыболовством, обрабатывали землю, выращивали зерно для торговли с Грецией. В обмен из Греции жители получали вино, дорогие товары, парадную посуду, украшения и многое другое.
Особо ценных находок здесь пока не сделано, но то, что поднято из тьмы веков, сейчас обрабатывается историками. Нам показали крышку пифоса – тяжелый каменный блок диаметром сантиметров в шестьдесят (на фото). Можно представить себе, каким был пифос, который закрывала эта крышка! Кстати, пифосы могли быть очень крупными – даже в средние по размерам легко помещался ребенок. А особо крупные использовались даже в качестве жилья, как, например, всем известная бочка философа Диогена.
На самом деле, дать ответ на вопрос – кто жил в этих усадьбах, с достоверностью можно, только обнаружив могилы здешних жителей. Но могильников рядом с усадьбами не обнаружили. Так что вполне возможно, что жили здесь на переселенцы из Греции, а эллинизированные варвары. Хорошо известно, что для грека классического периода все люди четко делились на «эллинов» и «варваров», причем под последними понимались все не греки, все остальные этносы мира, будь то финикийцы или египтяне, обладавшие высокой культурой (намного более древней, чем культура самих греков!) или же какие-нибудь скифы или фракийцы, которые еще даже не успели создать собственной государственности.
Первые эллинские мореплаватели появились на северных берегах Чёрного моря приблизительно в VIII веке до нашей эры. Однако в отличие от других колонизаций, в этот раз греки столкнулись не только с привычными для себя оседлыми или полуоседлыми племенами аборигенов, но и с принципиально новым миром в лице кочевников-номадов. По своему подвижному образу жизни, психологическому восприятию, нраву и обычаям, степняки кардинально отличались от эллинов, привыкших к оседлой жизни в укрепленных городах и кормящихся преимущественно земледелием. Очевидно, что сосуществование двух столь разных культур не могло обойтись без конфликтов и недопонимания. Но кочевникам и эллинам всё же удавалось найти точки соприкосновения.
На территории будущего Боспорского царства, несмотря на обилие плодородных пространств, поселения колонистов жались друг другу, зачастую располагаясь на расстоянии прямой видимости. Данные раскопок позволяют учёным весьма уверенно предполагать, что будущее царство находилось как раз на пути крупных кочевых миграций скифских племен, закрепивших свою власть в этих землях к VI веку до н. э. Только коллективные действия по возведению фортификаций и совместная оборона поселений, причём, вероятнее всего, с привлечением коренных оседлых жителей, помогла удержать освоенные земли Крыма и позволила Боспору оформиться в полноценное государственное образование.
Ученые до сих пор спорят, состояло ли население античных городов Северного Причерноморья из преимущественно эллинизированных варваров или всё-таки из варваризированных греков? Большинство сходится на том, что на первых этапах становления государств Северного Причерноморья, впечатлённые возможным качеством жизни и предоставляемыми благами, кочевники целыми племенами интегрировались в культуру греков, принимая оседлый образ жизни и селясь в городах, тем самым обеспечивая дополнительный прирост населения. На более поздних этапах существования античных городов, особенно в нашу эру, с ростом населения и неизбежным смешением семей греко-варварской элиты фиксируется перекос в сторону варварских традиций и варварского образа жизни над эллинским. Эта тенденция подкреплялась также регулярными волнами новых пришельцев из Великой степи, которые неизбежно разбавляли существующее население. Так что сложный симбиоз этносов, образованный на северных берегах Чёрного моря, был, если не уникальным, то достаточно редким явлением в античной истории.