Найти в Дзене
в ежовых рукавицах

Как кино влияет на снижение рождаемости

Оглавление

Недавно в сети появилась забавная новость о том, как митрополит из Екатеринбурга обвинил голливудские фильмы и западных партнеров в проблемах с демографией в России.

— Мы как страна сокращаемся. Более того, есть такое понятие как русский этнос, русский народ. В этом сокращении общего населения страны, сокращение русского этноса наиболее стремительно. Это наиболее ярко проявляется за последние 30–40 лет. Голливудский кинопром недаром работает.

Обвинения Запада во всех бедах России всем уже порядком надоели. Но что, если я скажу, что в его словах есть смысл?

Митрополит (как часто это делает и российская пропаганда) выразился нелепо и не сумел толком донести свою мысль. Конечно же Запад не преследовал цель "подстрелить" своими фильмами конкретно и только Россию. Можно предположить, что им нужно было контролировать рождаемость у себя.

В свете этой новости я бы хотела обсудить, насколько кино это мощный инструмент пропаганды, если им правильно пользоваться. Посмотрим на исследование, которое я недавно прочитала...

Мыльные оперы снижают рождаемость

В 2012 году учёные Ла Феррара, Чонг и Дюрьеа исследовали влияние телевидения на уровень рождаемости в Бразилии.

В Бразилии есть свой собственный формат теленовелл (=мыльных опер), которые в стране очень популярны. Авторы сосредоточились на теленовеллах после 20:00 канала Globo - крупнейшей бразильской сети, которую, по словам авторов, смотрит «подавляющее большинство бразильского населения».

Они проанализировали 115 новинок, транслировавшихся с 1965 по 1999 год, и обнаружили, что 72% главных женских персонажей (в возрасте до 50 лет) не имели детей вообще, 21% имели только одного ребёнка, и только 7% имели более одного ребёнка.

Это значительно меньше среднего числа детей в Бразилии за тот же период: в 1965 году уровень рождаемости составлял 5,7 детей на одну женщину, а в 1999 году он снизился до 2,4.

Учёные смогли выявить эффект теленовелл, поскольку телевизионная сеть расширялась по стране постепенно. Изучая изменения рождаемости после распространения телесети на каждую новую область, авторы обнаружили снижение вероятности рождения ребёнка на 5% от среднего значения.

График "Среднее количество рожденных детей за 1970, 1980 и 1991 года у женщин шести возрастных групп"
График "Среднее количество рожденных детей за 1970, 1980 и 1991 года у женщин шести возрастных групп"

Авторы отмечают, что этот эффект равен увеличению уровня образования женщин на 1,6 года. Проще говоря, если женщина получает образование на 1,6 года больше, это приводит к снижению вероятности рождения ребёнка на ту же величину, что и воздействие от просмотра телепередач.

Этот эффект был наиболее сильным среди бедных и менее образованных женщин, для которых разница между их образом жизни и изображаемым на телевидении была наибольшей.

Для иллюстрации прямого влияния теленовелл на нормы авторы также изучили, как меняются имена, которые родители дают своим детям, и обнаружили, что имена главных персонажей теленовелл становились всё более популярными.

Послесловие

Попробуйте в следующий раз при просмотре массового фильма обратить внимание на главных персонажей и их отношение к детям, семье, браку. Транслируемые образы народ не может не применять на себя и постепенно перенимает от любимых героев образ жизни, мыслей и действий.

Товарищи, а вы замечали, как кино влияет на вашу жизнь, мышление и построение целей?