«Что делать? – классический русский вопрос в эпоху перемен. Для ответа на него прежде следует ответить на вопрос « А что сейчас происходит?» Без этого понимания все наши «За» или «Против» - не более чем истерика.
А происходит Консервативная революция. Революция сверху, но революция. И если нормальная революция есть живое творчество масс, то революция сверху – живое творчество элиты.
Откуда идея консервативной революции могла проникнуть в ее мерцающее сознание? У меня один вариант. Это работа Дугина. Из всех мыслящих, приближенных к элите, только он развивал идею консервативной революции. Помните?
Осознать ход истории, принять участие в ходе истории, хоть на чуть-чуть, но изменить ход истории, повернуть ход истории вспять и, наконец, остановить ход истории (на этот пункт обратите особенное внимание).
Концепция эта была изложена в середине 90-х годов. Тогда политический и экономический либерализм, универсальность общества потребления и мелкая взвесь постмодернизма были приняты как оптимальные для существования человека. Вот к этому «Золотому веку» осталось подвести все народы и можно опускать занавес на сцене театра истории.
Но именно после, казалось бы, окончательной победы постмодерна вдруг стали происходить непрогнозируемые пропперами и фукуямами вещи.
Во-первых, раскручивание маховика общества потребления (мат. базы постмодерна) приводит ко всё более серьезным экологическим последствиям, а концепция «устойчивого развития» неизбежно предусматривает ограничения, которые идут в разрез с жизненно важными для такого устройства общества принципами.
Во-вторых, начало что-то творится с человеком. Вот казалось бы, достиг невероятных для всего периода человеческой истории благ и комфорта. Вот тут бы и расцвести личности во всей ее сложности и начать своим свободным созиданием вносить всевозрастающий вклад во всеобщее благо. Ан фиг там. Процесс потребления так увлек современного человека (не только еда, вещи, тачки, но и новая чума - виртуальная реальность), что он постепенно стал терять не то что спрогнозированные сверхчеловеческие – просто человеческие черты.
Двигаться по этому пути дальше означает шагать в пропасть. Стояние на месте – медленная некрасивая смерть под песни Кончиты Вюрст.
Поэтому мысль о необходимости вернуться к точке бифуркации, к тому месту, где мы (нас) свернули не туда – абсолютно логична, более того – верна.
И путинский цезаризм стал первым политическим режимом «давшим задний ход». В этом его правда, в этом его инновационность, его привлекательность и в этом же его смертельная опасность.
В чем опасность? Да хотя бы, в том пятом пункте, на который я и просил вас обратить внимание.
Идея остановить ход истории в исполнении наших доморощенных консерваторов столь же «выполнима и плодотворна», как и в исполнении мудрецов Запада. Изменение условий жизни людей, появление новых вещей и технологий ВСЕГДА будут приводить к изменениям в человеческом обществе.
Детская и фатальная ошибка. Но будем считать, что это просто словесный прием. Отсылка к Тысячелетнему Рейху или к тысячелетнему же Царству Христову. Сказано просто для красного словца или для выхода на красивую цифру 5 (слишком страшно думать, что это замышляется всерьез)
Но даже если отбросить этот проклятый пункт, легче не станет. Почему? Дело заключается в расположении той точки бифуркации, того поворотного пункта к которому намерены вернуться (и вернуть нас) наши консерваторы.
Об этом – в продолжении.