Собираю значки всю свою жизнь. Собрал несколько десятков альбомов с сотнями значков. Естественно, начинал ещё в СССР, в советском детстве. Покупал значки в киосках "Союзпечать" на сэкономленные деньги. Желанный значок стоил по цене буханки хлеба или стаканчика мороженого - 10-15-20 коп. Это были, в основном, алюминиевые штамповки, выпущенные многомиллионными тиражами. При этом, значки с автомобилями никогда не собирал, просто было несколько экземпляров из разных серий. А вот мимо современных значков с советской техникой пройти не смог. У них отличное качество: металлический сплав, покрытый разного типа эмалью, с креплением, в основном, на двух цангах. Это, как их называют на Западе, metal enamel pins. Цена, конечно, теперь не копеечная, а, в зависимости от вида значка, от 200 до 550 рублей, что объясняется качеством, увесистостью и маленькими тиражами, иногда всего в несколько десятков штук. Сейчас тема советской техники очень популярна и выпускаются разные типы от разных производителей. У меня в коллекции из 50+ значков, которая постоянно пополняется, есть небольшие, на одной цанге, изображавшие машины спереди или сзади, а также другие, побольше, на двух цангах, уже в пол-оборота. Последние, конечно, больше нравятся. Некоторые модели автомобилей и в анфас, и в пол-оборота повторяются, зато всегда можно выбрать их разных цветов или модификаций. Перед значками пишу краткую информацию о моделях, которая даётся продавцами. Начну с легковушек.
ВАЗ-2101 "Жигули" - заднеприводный легковой автомобиль малого класса с кузовом типа седан. Первая модель, выпущенная Волжским автомобильным заводом. На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведённого журналом «За рулём». С 1970 года по 1989 год было выпущено почти 5 млн. автомобилей разных модификаций.
Ниже - сама "копейка", универсал 2102 и машина ГАИ на базе 2101 (слева).
Справа: на базе универсала Волга ГАЗ-2402 была создана специальная машина сопровождения самолетов типа "Эскорт", предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Первый автомобиль эскорта был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями "Пальма" и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью "Follow me" на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.
Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-2104 («четвёрки») был начат на Волжском автомобильном заводе во второй половине 1984 года. Параллельно с новой моделью выпускали аналогичный по классу автомобиль ВАЗ-2102 («двойка»), который к апрелю 1986 года был полностью вытеснен с конвейера. От автомобиля-«донора» «четвёрке» достался ряд оригинальных деталей, касающихся задней части авто.
ВАЗ-2106 «Жигули» — советский и российский заднеприводный автомобиль малого класса с кузовом типа седан, являющийся модернизацией ВАЗ-2103 и выпускавшийся Волжским автомобильным заводом с 1976 по 2001 год.
Справа: ВАЗ-2107 «LADA» — советский легковой автомобиль, так называемая "классика" второго поколения, который был призван сменить ВАЗ-2101/2102/2103. Было разработано три модели - 2105/2104 и более высокой комплектации 2107. У моделей была изменена оптика (вместо круглых фар - прямоугольные), а так же другой рисунок задней оптики. 2107 имел более богатое оснащение салона - удобный руль, высокие сидения, обивка. Автомобиль выпускался с 1982 по 2014 год.
ВАЗ-2108 «Спутник» (простореч. названия «восьмёрка» или «зубило») — советский и российский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа трёхдверный хетчбэк. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1984—2003 годах.
ВАЗ-2109 «Спутник» (простореч. название «девятка») — советский переднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом типа хетчбэк. Разработан и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе в 1987—2004 годах.
ВАЗ-21099 «Спутник» (простореч. название «девяносто девятая») — советский и российский легковой автомобиль II группы малого класса, первый переднеприводный седан Волжского автомобильного завода. Представляет собой наиболее полноразмерную модель в семействе «Лада Спутник».
Машина была подготовлена к конвейерному выпуску в марте 1990 года, но начало производства было отложено в связи с задержкой в поставках комплектующих от предприятий-смежников. Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1990 года по 30 июня 2004 года. До конца 2011 года собирался на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с элементами салона от ВАЗ-2115. На экспорт ВАЗ-21099 шёл под названиями Lada Forma, Lada Sagona, Lada Diva, Lada Sable.
"Москвич-401" — усовершенствованная версия 400-го (по конструкции был идентичен автомобилю Opel Kadett K38, выпускавшемуся в 1937—1940 годах в Германии предприятием Adam Opel A.G.) с увеличенной мощностью двигателя и изменённой трансмиссией, выпускавшаяся с 1954 по 1956 год. В общей сложности за 10 лет было выпущено 216 006 седанов и 17 742 кабриолетов. Розничная отпускная цена «Москвича-400» составляла 8000 рублей, «Москвича-401» — 9000 рублей.
"Москвич-403" — советский автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с декабря 1962 по июль 1965 года. Являлся переходной моделью между находившимся на конвейере до 1963 года «Москвичом-407» и автомобилем «Москвич-408», пошедшим в серию в 1964.
«Москвич-412» - первоначально являлся версией автомобиля «Москвич-408» с более мощным двигателем. На АЗЛК обе модели выпускались параллельно вплоть до 1976 года, а затем, после очередного рестайлинга и модернизации, производство продолжилось под индексом 2140.
Иж-2125 «Комби» — советский и российский автомобиль, выпускавшийся с 1973 по 1997 год на Ижевском автомобильном заводе, на базе легкового автомобиля Москвич-412. Первый советский автомобиль с кузовом типа «лифтбэк».
Иж-2715 — советский и российский двух-шестиместный (в различных модификациях) грузопассажирский автомобиль малого класса с типом кузова фургон, пикап. Серийно выпускался на Ижевском автозаводе в течение 29 лет, в 1972—2001 годах. Выпущено 2 317 493 авто.
ГАЗ М-20 «Победа» — советский легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946—1958 годах, и в Польше в 1951—1973 годах. Легковой автомобиль представляет собой третье поколение легковых машин ГАЗ и является преемником модели М-1. Всего было выпущено 241 497 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.
ГАЗ-М-21 «Волга» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 по 1970 год. Представляет собой четвёртое поколение, является «преемником» модели ГАЗ-М-20 «Победа». Производство ГАЗ-21 на самом ГАЗе продолжалось до 15 июля 1970 года, но ещё долгое время после этого сборка по сути новых автомобилей продолжалась на авторемонтных заводах, встречаются «ремзаводовские» машины выпуска вплоть до второй половины 1970-х годов. Заводской индекс модели изначально был М-21, позднее (с 1965 года) — ГАЗ-21.
ГАЗ-22 — советский автомобиль среднего класса с грузопассажирским кузовом типа «универсал»; серийно производился с 1962 по 1970 год на заводе ГАЗ в Горьком под маркой «Волга». Оснащался пятидверным несущим кузовом с 5—7-местным трансформируемым салоном. Базовый автомобиль — седан ГАЗ-21Р «Волга» третьей серии. ГАЗ-22 (ранние выпуски — ГАЗ-М-22) обозначался как грузопассажирская отдельная модель (таким образом, «универсала ГАЗ-21» не существовало). ГАЗ-22 имел различные модификации, также на его основе выпускались карета скорой помощи ГАЗ-22Б и (другими заводами и мастерскими) фургон ГАЗ-22А.
ГАЗ-2410 «Волга» — советский автомобиль среднего класса производства Горьковского автомобильного завода. Выпускался с конца 1985 до 1993 года.
Справа: "Победа" начала выпускаться 28 июня 1946. Заводской индекс модели — М-20, это третье поколение легковых машин ГАЗ, является преемником модели М-1. До 31 мая 1958 года было выпущено около 300 тысяч машин.
ГАЗ-3102 «Волга» (простореч. «ноль вторая», «тридцать первая») — советский и российский автомобиль бизнес-класса, выпускавшийся с 1981 по 2008 годы Горьковским автомобильным заводом. Является модернизацией и глубоким рестайлингом кузова поколения ГАЗ-24.
Слева: ЗИЛ-41047 — автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин, третья и последняя перелицовка модели поколения ЗиЛ-114. Выпускался после прихода нового руководителя страны с 1985 по 2002 годы.
СМЗ С-1Л — двухместный трёхколёсный автомобиль-мотоколяска, выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1952 по 1956 год. В 1956—1958 году выпускалась модификация С-3Л, отличавшаяся от базовой более мощным двигателем. Всего было изготовлено 19 128 мотоколясок С-1Л.
СМЗ С-3А — двухместный четырёхколёсный автомобиль-мотоколяска, серийно выпускавшаяся Серпуховским мотоциклетным заводом с 1958 по 1970 годы (c 1962 выпускался модернизированный вариант С3АМ). В автомобиле использовался мотоциклетный двигатель Иж-49 мощностью 8 лошадиных сил, снабжённый вентилятором и воздуховодом для охлаждения. Известен по фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». После этого фильма автомобиль-мотоколяска получил «народное» прозвище «моргуновка» (в фильме мотоколяской управлял персонаж Бывалый, сыгранный актёром Евгением Моргуновым). Всего был изготовлен 203 291 автомобиль.
Производство С-3Д началось в июле 1970 года, а последние 300 экземпляров покинули СеАЗ осенью 1997 года. Всего был выпущен 223 051 экземпляр мотоколяски.
ВАЗ-2121 серийно производится с 5 апреля 1977 года (до 2006 года продавался под именем ВАЗ-2121 «Нива» на внутреннем рынке, и как Lada Niva на экспортных рынках с 2006 по 2021 годы под именем LADA 4x4, с 2021 года — LADA Niva Legend).
«Нива» (код кузова ВАЗ-2121 для трёхдверной модели и ВАЗ-2131 для пятидверной) — советский и российский автомобиль повышенной проходимости — внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Серийно производится с 5 апреля 1977 года (до 2006 года продавался под именем ВАЗ-2121 «Нива» на внутреннем рынке, и как Lada Niva на экспортных рынках, с 2006 по 2021 год под именем Lada 4x4, с 2021 года — Lada Niva Legend).
«Ока» (также известна под кодовыми обозначениями ВАЗ/СеАЗ/КамАЗ-1111 и Астро 11301) — советский, а затем российский легковой автомобиль I группы особо малого класса. «Ока» была разработана на Волжском автомобильном заводе и выпускалась на нём, а также на ЗМА и СеАЗе с 1987 по 2008 год. Всего было выпущено около 700 тысяч автомобилей.
ЗАЗ-1102 «Таврия» — советский и украинский автомобиль II группы особо малого класса с кузовом типа хетчбэк, первый переднеприводной легковой автомобиль Запорожского автомобильного завода. Является «преемником» модели ЗАЗ-968. Серийно выпускался на Запорожском автомобильном заводе с 18 ноября 1987 по 2007 год, а модели на её платформе производились до начала 2011 года.
Иж-2126 «Орбита» (до 2000 г.) «Ода» (с 2000 г.) — советский и российский автомобиль малого класса, выпускавшийся «ИжАвто» в период с 1990 по 2005 год. Представляет собой II поколение легковых автомобилей Ижевского автомобильного завода и является "преемником" модели Иж-2125. Семейство моделей Иж-2126/2717/21261 является первым, самостоятельно разработанным автозаводом «Ижмаш». Особенностями данного поколения являются ведущие задние колёса на основе зависимой задней подвески, что отличает его от его ровесников разработок ЗАЗ, АЗЛК и ВАЗ, которые перевели свои автомобили на переднеприводную компоновку. В серийное производство семейство вынужденно было запущено с применением передних фар большей длины — от семейства моделей «Лада Спутник». На данном поколении история развития легковых автомобилей завода «Ижмаш» прервалась.
ЗИС-115 (ЗИС-110СО) — советский бронированный автомобиль высшего класса. Выпускался несколькими сериями в 1949-55 годах на автомобильном заводе имени Сталина на единой с ЗИС-110 платформе. Всего было произведено 56 штук. Бронекорпус выпускали на Подольском заводе им. С. Орджоникидзе. Поагрегатно и в сборе ЗИС-115 являлся секретным изделием.
ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — шестиместный и шестиоконный длинный седан большого и представительского класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (Завод имени Молотова) с 1949 по 1959 год (некоторые модификации — по 1960 год).
ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский легковой автомобиль большого и представительского класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.
ЗИЛ-117— советский легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан. Был создан в 1971 году на базе правительственного лимузина ЗИЛ-114 и имел такие же строгие и гармоничные формы.
УАЗ-469 советский и российский грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости (внедорожник), в первую очередь, военного предназначения, выпускавшийся на Ульяновском автомобильном заводе.
Серийный выпуск УАЗ-452 начат в 1965 году. «Буханка», «Таблетка» — семейство советских и российских полноприводных микроавтобусов, малотоннажных грузопассажирских автомобилей повышенной проходимости, прежде всего военного предназначения, производившихся на Ульяновском автомобильном заводе. Модель представляет собой модернизированный и рестайлинговый кузов УАЗ-450 образца 1958 года.
«Старт» — советский микроавтобус, выпускавшийся с 1963 по 1970 год. Разработан и изготовлен в 1963 году силами Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21. Всего было изготовлено более 150 автомобилей (точное количество неизвестно), из них 5 — экспериментальные машины, с лонжеронами и поперечинами рамы из швеллеров и зависимой рессорной передней подвеской, в то время как на остальных была рама из труб круглого сечения, и с балкой передней подвески от ГАЗ-21.
Зил-118А. Перед Вами крайне редкий автомобиль - ранняя "Юность". Машина окрашена в цвет авто-победителя конкурса автобусов в Ницце в 1967 году. Там "Юность" взяла высшую награду фестиваля - приз Президента Французской Республики, а также еще 8 наград. Своим обликом "Юность" вызвала к себе интерес мировой общественности, так как аналогов этой машине не существовало. После начала производства проект получил название ЗИЛ-118. Автобус был готов в 1962 году и сначала продемонстрирован секретарю ЦК ВЛКСМ Сергею Павлову, а затем и Н.С. Хрущеву. После участия машины в ранее упомянутой международной автобусной выставке в Ницце вышел приказ о начале малосерийного производства. Кузов автобуса был несущим, а ходовая часть позаимствована у лимузина ЗИЛ-111. Салон оснащен системой отопления и вентиляции. Кондиционер не устанавливался. Доступ в салон выполняется через распашную дверь в правой боковине кузова. На водительское место можно попасть через индивидуальную дверь в передней части левого борта. Масса автомобиля 3430 кг. Установленный V-образный двигатель ЗИЛ-130 имел объем 5969 см3 и мощность в 150 л.с. Максимальная скорость машины 120 км/ч. Коробка передач – автоматическая. Расход топлива 25-30 л\100 км. В 1970-х годах в СССР приехал с визитом Генри Форд II, внук основателя компании. Он был приятно впечатлён продемонстрированной ему «Юностью» и поднял вопрос о возможности приобретения лицензии на производство ЗИЛ-118 под маркой «Форд» или даже о совместном выпуске автомобиля. Но переговоры не привели к какому-либо результату. На базе этого микроавтобуса производилось множество других видов транспорта: экскурсионные столичные автобусы, такси, машина скорой медицинской помощи, малая передвижная репортажная телевизионная станция (АРТС). Всего было выпущено ориентировочно 20 единиц ЗИЛ-118.
ЗиЛ-118КА "Юность" 3-х дверный автобус скорой специализированной медицинской помощи на агрегатах ЗиЛ-114, мест: 3 плюс 1, на носилках 2, снаряжённый вес 4.5 тонны, полный вес 5.3 тонн
Слева: советское семейство микроавтобусов РАФ-2203 имело имя собственное «Latvija» и выпускался с 1975 по 1997 год, имели общую базу с легковыми автомобилями ГАЗ. В повседневной жизни назывались "рафиками".
Справа: ВАЗ-2108 трехдверный хетчбэк / ВАЗ-2109 пятидверный хетчбэк / ВАЗ-21099 имена серии «Спутник» и позднее «Лада Самара» — советские переднеприводные легковые автомобили. Выпускались Волжским автомобильным заводом с 1983 по 2004 год. В народе имели прозвища "зубило" и соответственно "восьмерка", "девятка" и "девяностодевятка" или "девять девять".
РАФ-977И - основной автомобиль "скорой помощи" городов СССР в 1960-х годах. На эти машины впервые стали ставить проблесковые маячки оранжевого (красного) цвета. С 1957 года в Москве организована двусторонняя радиосвязь между бригадами и оперативным отделом станции. Салон РАФ-977И был рассчитан на перевозку двух лежачих больных. Для носилок на полу машины были сделаны специальные направляющие. Медицинскую помощь больному можно было начинать оказывать прямо в автомобиле: для этого были предусмотрены ящики для медицинского инструмента и перевязочного материала. Автомобиль был оборудован рацией. На крыше над кабиной водителя симметрично располагались фара-искатель с правой стороны, для поиска табличек с номером дома в темное время суток, и опознавательный подсвечивающийся сигнал красного креста – с левой стороны.
РАФ-2203 «Латвия» советский тип микроавтобусов и специальные малотоннажные автомобили на их базе, серийно выпускавшиеся на Рижской автобусной фабрике с 1975 по 1997 год. Автомобили данной модели широко использовались в качестве служебного транспорта, автомобилей скорой медицинской помощи и маршрутного такси вплоть до 2000-х годов. Впоследствии в России, Беларуси, Казахстане и других республиках бывшего СССР были вытеснены автомобилями семейства ГАЗ-3221 и ГАЗ-2705 «Газель».
Москвич-2141 (АЗЛК-2141) — советский и российский легковой автомобиль третьей группы малого класса с кузовом типа «хетчбэк», выпускавшийся с 1986 по 2003 год (с 1997 г. — в виде модернизированной модели «Святогор») на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК, с 1992 года — ОАО «Москвич»). Родоначальник семейства, к которому позже присоединились седан 2142, пикап и фургон 2335, а также их вариации. На экспортных рынках ряда стран именовался ALEKO (латинская транслитерация с «АЛЕКО» — «Автозавод Ленинского комсомола»).
ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем. Также — это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование».
ГАЗ-69А — советский автомобиль повышенной проходимости. Серийно выпускался с 1953 по 1973 год на Горьковском и Ульяновском автомобильных заводах. Именно с началом производства “козлика” в 1956 году завод в Ульяновске получил свое привычное название. За двадцать лет было выпущено свыше полумиллиона единиц ГАЗ-69А и ГАЗ-69 (8-местная комплектация), которые также экспортировались в 56 стран мира.
Слева: ЗИС-16 — марка советского автобуса, считавшаяся более совершенной моделью по сравнению с предшественником — ЗИС-8. Производство автобуса ЗИС-16, отличавшегося в соответствии с тогдашней автомобильной модой обтекаемой формой кузова, но по-прежнему выполненному на деревянном каркасе, было развёрнуто с 1938 года и продолжалось до августа 1941 года. Автобус вмещал до 34 пассажиров (при 26 местах для сидения). Форсированный примерно до 84 л.с. двигатель ЗИС-16 с алюминиевыми поршнями цилиндров разгонял машину полной массой 7,13 т до 65 км/ч. Всего было выпущено 3250 автобусов ЗИС-16. Благодаря современному и узнаваемому облику ЗИС-16, стал характерной приметой уличного пейзажа Москвы конца 30-х — начала 50-х.
Справа: на смену автобусу ЗИС-155 был разработан автобус ЗИЛ-158, который выпускался с 1957 года по март 1960 на ЗИЛе, а с 1959 года по 1970 год серийное производство шло уже в Подмосковье, в Ликино на заводе ЛиАЗ. ЗИЛ-158 был основной моделью автобуса в городских автобусных парках Советского Союза в 1960-х и начале 1970-х годов, выпущено более 70 тысяч экземпляров. ЗИЛ-158 сменил на конвеере легендарный ЛиАЗ-677 - автобусы выпускалась параллельно со 158-м в возрастающих количествах начиная с 1967 года, но 158-ю модель не снимали с производства до января 1971 года из-за проблем с новой моделью.
ГАЗ-651 (ПАЗ-651) — советский автобус капотной компоновки с деревянным каркасом кузова на шасси ГАЗ-51, выпускался на Горьковском заводе автобусов (ГЗА) с 1949 года.
ЗИС-127 (ЗИЛ-127) — первый советский междугородный автобус производства завода имени Сталина (26 июня 1956 года вместе с заводом был переименован в ЗИЛ-127). Выпускался в 1955—1961 годах.
Первый сочлененный троллейбус с автоматической групповой системой управления в СССР - СВАРЗ-ТС-1, выпускавшийся в 1959 - 1968 годах на Сокольническом вагоноремонтном заводе в столице (СВАРЗ).
Слева: троллейбус ЯТБ-1 разработан во второй половине 1930-х годов в Ярославле. Конструкторы вдохновились британским образцом, но облик получился уникальный. В троллейбусе был сделан очень комфортный салон, это был огромный шаг вперёд для СССР того времени.
Справа: МТБ-82 - троллейбус средней вместимости для внутригородских пассажирских перевозок, серийно производился с 1946 по 1961 год, произведено более 5000 экземпляров. Изначально выпускался на заводе № 82 в Тушине (Тушинский машиностроительный завод). В 1951 году производство перенесли на завод имени Урицкого (в настоящее время Тролза) в город Энгельс. Названием машины является аббревиатура от «московский троллейбус», индекс соответствует номеру первого завода-изготовителя.
Слева: ЗиУ-5 - большой троллейбус, серийно производился в 60-е годы на заводе имени Урицкого в городе Энгельсе Саратовской области (позднее - завод Тролза). Названием машины является аббревиатура полного названия завода-производителя, которая также служила и его торговой маркой до переименования предприятия. Полное число выпущенных ЗиУ-5 превышает 16 000 машин.
Справа: ЗиУ-682 (другое обозначение ЗиУ-9) построен в количестве 42 тысяч экземпляров и эксплуатируется до сих пор по всему миру, хотя конечно он морально уже устарел. Он стал самым массовым троллейбусом в мире, выпускался 1972 по 2015 год.
ЗиУ-682 (ЗиУ-9)- советский и российский троллейбус большой вместимости, производился с 1972 по 2015 год. Он является самым массовым в мире, эксплуатируется в городах постсоветского пространства и некоторых европейских и южноамериканских городах.
ЛАЗ-699р " Турист"— советский междугородный автобус большого класса, выпускавшийся Львовским автобусным заводом с 1978-2002 гг.
Слева: автобус ЛАЗ-695Н выпускался с 1971-2010 годах. Этот значок отражает второе поколение, выпущено более 200 тысяч автобусов. Модификация была популярна в качестве служебного транспорта на многих предприятиях СССР, но встречались они и на рейсовых маршрутах.
Справа: ЛиАЗ-5256 начал массово выпускаться с 1989 года, постепенно вытесняя легенду ЛиАЗ-677. Выпущено более 25 тысяч экземпляров.
ЛиАЗ-5256 - советский и российский автобус большого класса для крупных городов с интенсивным пассажиропотоком, получил кличку "табурет" из-за жёсткой подвески и неудобства водительского места.
Справа: кто не знает ЛиАЗ-677? Эти скругленные формы, чуть удивленные фары и квадратный капот. А какой потрясающий звук стучащих пустых бутылок он издавал коробкой передач! Завод в Ликино-Дулево выпустил почти 200 тысяч автобусов и последние экземляры до 2022 года никак не сдаются и выходят еще на линии, хотя самому молодому более 25 лет. А какие прозвища ему придумывали - "луноход" чего стоит.
ЛиАЗ-677м — советский городской высокопольный автобус производства Ликинского автобусного завода. Всего было выпущено около 200 000[4] автобусов всех модификаций (самая массовая модель завода).
Слева: автобус ПАЗ-672 выпускался в 1967—1989 годах для пригородных и сельских маршрутов, был очень популярен как служебный транспорт, выпущено чуть менее 300 тысяч экземпляров во множестве модификаций и специальных серий. Автобусы, в основном, окрашивались в желтый цвет. За внешний вид получил прозвища "колобок", "пчелка".
Справа: ПАЗ-3205 выпускается с 1989 года и выпущено около 150 тысяч экземпляров разных модификаций. Если вы произнесете Пазик, то скорее всего вспомнится именно этот образ.
Ikarus 250 — венгерский 12-метровый высокопольный междугородный автобус, производившийся с 1969 по 1996 год. За годы производства было выпущено около 17348 экземпляров различных модификаций. В Советском Союзе Ikarus 250 стал самым популярным импортным автобусом междугородного класса.
Венгерской автобус «Икарус-260», выпускался в 1972—2003 годах для городских и пригородных маршрутов, выпущено более 80000 экземпляров. За 30 лет выпуска было сделано более 30 модификаций. Автобусы, поставляемые в СССР, окрашивались в желтый цвет.
Ikarus-280 — венгерский городской сочленённый высокопольный среднеприводной автобус особо большой вместимости, выпускавшийся в 1973-2003 годах.
Ikarus 435.17 — городской сочленённый автобус особо большой вместимости, производившийся с 1995 по 2002 год на заводе Ikarus специально по заказу Москвы. С 1998 года в Венгрии автобусы производили частично (без салона и некоторых мелочей), а их досборку осуществлял Тушинский машиностроительный завод.
Слева: УАЗ-469 и УАЗ-3151 — грузо-пассажирские автомобили повышенной проходимости от Ульяновского автомобильного завода. Основной командирский автомобиль в Советской армии, сменивший в этом качестве предшественника ГАЗ-69. Поставлялся так же в силовые структуры, но использовался и на селе. Серийный выпуск моделей УАЗ-469 и УАЗ-469Б начат в декабре 1972 года, до этого начиная с 1964 года было произведено несколько опытно-промышленных серий. Автомобиль производился до 2011 года, выпущено около 2 миллионов машин. Автомобиль получил прозвище "козел" за прыгучесть из-за специфичной подвески. Серийный УАЗ-469 установил мировой рекорд по вместимости легкового автомобиля: внутри автомобиля разместилось 32 человека.
Справа: ГАЗ-66 - среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 4 × 4. Является "наследником" автомобилей ГАЗ-ААА и ГАЗ-63. Разработан и выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1964 по 1999 год в огромном количестве модификаций, суммарно выпущен почти миллион автомобилей. Народное название машины «Шишига» или «Шишка» по созвучию с номером 66.
Слева: ЗИЛ-130 (ЗИЛ-431410) — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль третьего поколения разработки и производства Завода имени Лихачёва в Москве. Широко использовался в народном хозяйстве и армии, поставлялся на экспорт. Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома, выпущено свыше 3,5 млн экземпляров.
Справа: КамАЗ-4310 — советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости Камского автомобильного завода, основная модель с множеством модификаций. Его образ узнаваем и знаком. До 2002 года произведено более 300 тысяч.
Слева: пожарный автомобиль на шасси "Урал". C 1963 года Торжокский завод противопожарного оборудования производит АЦ (автоцистерны) для пожарных частей на базе шасси "Урал-375" и позднее на более новых модификациях "Уралов". Этот высокопроходимый грузовой автомобиль отлично зарекомендовал себя. Один из самых массовых автомобилей в истории советского автопрома.
Справа: МАЗ-500 являлся преемником серии автомобилей МАЗ-200, выпускался на Минском автомобильном заводе МАЗ в 1963—1979 годах. Использовался как база для грузовых и специализированных автомобилей различного назначения. Имел имя "Зубр" или "Зубрик".
ЗИС-5 - советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 3 тонны стал вторым по массовости производства (после ГАЗ-АА) в 30х и 40х годах, а также одним из основных грузовиков для РККА в годы Великой Отечественной Войны. Выпускался на Московском, Ульяновском и Миасском заводах в период с 1933 по 1958 год, имел несколько модификаций.
ГАЗ-51 - советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т; наиболее массовая грузовая модель середины 20-го века. За период серийного производства с 1946 по 1975 год было выпущено почти 3,5 млн. автомобилей.
ЗИС-150 бензовоз.
МАЗ-205А — тяжёлый самосвал с колёсной формулой 4 × 2, выпускавшийся Минским автомобильным заводом с 1947 по 1965 год, являлся усовершенствованным вариантом самосвала ЯАЗ-205. За период серийного производства было выпущено почти сто тысяч машин.
МАЗ-503 - крупнотоннажный грузовой самосвал, выпускавшийся серийно в различных модификациях с 1965 по 1977 годы на Минском автомобильном заводе.
КрАЗ-256б - карьерный самосвал, широко использовавшийся на просторах СССР и в других странах. Производство данных грузовиков было начато в 70-х годах 20 века и продолжалось до 90-х годов.
ЗИЛ-131 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости, производившийся на Московском автомобильном заводе имени Лихачёва.
КамАЗ-5410 — советский и российский седельный тягач линейки автомобилей КамАЗ первого поколения. Выпускался Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 1976 по 1997 годы.
Урал-4320 - советский и российский крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости двойного назначения с колёсной формулой 6 × 6, производящийся на Уральском автомобильном заводе в Миассе.
БелАЗ-7521. Этот карьерный тяжёлый самосвал стал именно той техникой, которая была создана на основе импортных образцов. Прототипом стал американец Lectra Haul M200, конца 60х годов. Отечественный Белаз этой модели пошел в серийное производство к 1979 году и стал наиболее распространённым карьерный самосвалом, грузоподъёмностью до 200 тонн.
Остальные мои коллекции значков: https://dzen.ru/suite/d16e1c4f-421f-43d5-a60c-ea9491766ee7?share_to=link