И ведь на этот любопытный вопрос есть вполне конкретный ответ, документально зафиксированный.
Вновь и вновь события лета 1941 года рассматриваются с разных позиций, под разнородным «идеологическим соусом». У кого-то Красная Армия была не готова к войне, у кого-то — находилась в процессе перевооружения, у кого-то — готовилась к наступательной войне, не умея вести войну оборонительную.
У кого-то всех способных командиров «положили» в 1937 году, а у кого-то «Красная Армия не хотела воевать за Сталина и колхозы». Ну и так далее.
Между тем, есть вполне себе подробная и критичная оценка состояния Красной Армии от... советских же военных руководителей.
В 1938 году был образован Главный Военный совет, существовавший до 23 июня 1941 года.
8 мая 1941 года на заседании ГВС КА присутствовали: С. К. Тимошенко, А. А. Жданов, Г. М. Маленков, С. М. Буденный, Г. К. Жуков, К. А. Мерецков, Г. И. Кулик и т.д. В общем, состав участников заседания весьма солидный был.
На заседании признавалось неоднократно, что поставленные ранее задачи фактически не были выполнены, в смысле успешной подготовки войск.
«Качество боевой подготовки, особенно начальствующего состава
всех степеней, не отвечает требованиям приказа НКО № 30.
Низкое качество занятий с командным составом неблагоприятно
сказывается на качестве подготовки бойца, отделения, взвода.
Неблагополучно с отработкой взаимодействия в бою между родами
войск. Вопросы организации взаимодействия и управление взаимодействием в ходе операции не находят должного отражения, особенно в подготовке штабов общевойсковых и специальных родов войск...» (с) Протокол № 3 заседания ГВС КА. 8 мая 1941 года. / ЦАМО РФ. Ф. 2. Оп. 11569. Д. 326. Л. 14-19.
Увы и ах, но вот эти проблемы, осознаваемые советским руководством, постоянно отмечала и немецкая разведка, о чем было говорено не раз. Тут немцы, что называется, «попали в яблочко».
Хотя на заседании и отмечалось, что нынче Красная Армия находится в состоянии лучшем, чем в предыдущий период. Но вот подготовка её всё равно «не отвечает современным требованиям ведения операции и боя...»
Отмечались такие проблемы Красной Армии, как нехватка инициативы у бойцов и командиров, слабая маневренность, низкая подготовка штабов.
Хотя нельзя не заметить, что военные округа в плане боеспособности оценивались неодинаково: в лучшую сторону выделялся Киевский особый военный округ, в худшую — Ленинградский военный округ.
Ну а больше всего ругали вообще авиацию. Тут прям мрачно всё было, с авиацией. И несколько очень характерных описаний нужно привести, после чего проблемы лета сорок первого станут понятнее:
«Военно-Воздушные Силы не выполнили поставленных перед ними задач, новая материальная часть осваивается плохо, подготовка кадров летчиков резко отстает от заданного плана, командирская подготовка или совсем не организована, или проводится очень плохо, качество подготовки в авиашколах низкое... Стрельбой и бомбометанием почти не занимались...» (с) упомянутый источник.
И это, простите, уже не 1937 или 1939 годы. Это не «предвоенный период», фактически это — канун войны. Чуть больше месяца до неё оставалось. Разумеется, исправить всё вышеописанное за месяц никакие «гении войны» не сумели бы.
В авиации, кстати, «полетели головы». Скажем, упомянутые в документе Пётр Иванович Пумпур (командующий ВВС МВО) и Евгений Саввич Птухин (командующий ВВС КОВО) окажутся вскоре «антисоветскими заговорщиками» (в 1950-е будут реабилитированы).
А вот командующему ВВС ОрВО Павлу Александровичу Котову «повезло»: его просто сняли с должности и перевели на военно-преподавательскую работу. На которой он благополучно пережил Великую Отечественную.
О проблемах ВВС рассказывал тогда Павел Фёдорович Жигарев — будущий Главный маршал авиации, в мае 1941 года — начальник Главного управления Военно-воздушных сил. Он повинился прямо на заседании, так что его никуда девать не стали.
Позже, в период Великой Отечественной, П. Ф. Жигарев станет командующим ВВС... но уже в 1942 году будет снят, за очередные провалы. Какого рода?
Позже А. Е. Голованов и А. М. Василевский рассказывали не самые приятные истории о П. Ф. Жигареве. В частности, согласно Голованову, Жигарев обманывал самого Сталина: рассказывал ему, что наркомат авиапромышленности (возглавляемый тогда А. И. Шахуриным) выпускает якобы негодные самолеты.
А на самом деле самолеты выпускались нормальные, без дефектов... просто летчиков не хватало.
«Я взглянул на Сталина. Он был бледен и смотрел широко открытыми глазами на Жигарева, видимо, с трудом осмысливая происшедшее.
Чувствовалось, его ошеломило не то, почему такое огромное число самолетов находится до сих пор еще не на фронте, что ему было известно, неустановлены были лишь причины, а та убежденность и уверенность, с которой генерал говорил неправду...» (с) А. Е. Голованов. Дальняя бомбардировочная.
А вот А. М. Василевский рассказывал другую, но не менее увлекательную историю: как из-за Жигарева продовольствие, предназначенное «окруженцам», попало к... немцам:
«И вот случись же так, что целый отряд транспортных самолётов, который сбрасывал провиант, промахнулся, и весь груз сбросил на глазах у дивизии Масленникова немцам. Масленников, видя это, дает отчаянную радиограмму: „Мы подыхаем с голоду, а вы кормите немцев!“
Радиограмма попала к Сталину. Сталин вызвал меня и Жигарева и был во время этого разговора настолько вне себя, что я один момент боялся, что он своими руками расстреляет Жигарева тут же, у себя в кабинете...» (с) А. М. Василевский — К. М. Симонову. / Глазами человека моего поколения: Размышления о Сталине.
В общем, в конце концов отправили Жигарева в тыл, на Дальний Восток. Да, всегда можно сказать, что подобные воспоминания — не самый надежный источник. Но в данном случае, я склонен полагать, что нечто похожее происходило.
И... нет, у меня здесь не было идеи как-то «замарать Жигарева» или ещё кого-то из упомянутый авиационных командиров.
Я бы обратил внимание на то, что эти авиационные командиры реально оказались на важнейших должностях, при этом не имея соответствующей подготовки.
Оборотная сторона «засидевшимся генералам»: слишком молодые командиры, быстро прошедшие путь от, скажем, командира эскадрильи до командующего ВВС (случай Жигарева).
Или от летчика 27-го транспортного авиаотряда до аж Главного маршала авиации (случай Голованова, он вообще за 3 года прошел путь от подполковника до Главного маршала авиации). Справиться с такими «карьерными взлетами» удавалось далеко не всем.
Короче говоря, причины-то для вот такого состояния армии и, в частности, авиации... имелись. И они достаточно банальны.
Бурный рост армии, вчерашняя «крестьянская страна», резкая индустриализация (а как иначе?), кадровый голод, трудности с налаживанием образовательного процесса, «наверху» — действительно «текучка командиров» (но многие такие командиры действительно либо не были надежны, либо не соответствовали занимаемым должностям).
Да, летом сорок первого мог произойти и более благоприятный сценарий, если бы Красная Армия «развернулась и отмобилизовалась», но...
Что-то мне подсказывает: всё равно пришлось бы «учиться воевать» с противником, который ранее «вынес» европейские государства и превосходил Красную Армию во многих областях (от наличия массового боевого опыта до взаимодействия родов войск и подготовки кадров)...
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Недавно я завел телеграм-канал, тоже приглашаю всех!