Найти в Дзене

Вредно ли здоровому ребенку жить с ребенком-инвалидом?

Света очень любит ходить по магазинам. Вынудить ее собирать продукты по "списку" в картинках мне не удалось. Света быстро сообразила, что может выбирать сама все, что видела в рекламных роликах между мультиками.
Света очень любит ходить по магазинам. Вынудить ее собирать продукты по "списку" в картинках мне не удалось. Света быстро сообразила, что может выбирать сама все, что видела в рекламных роликах между мультиками.

Очень часто мне говорят, как же здоровые дети живут вместе со Светой в одной семье? Разве так можно?! Не должно быть у "обычных" детей рядом такого ужаса, как ребенок с ментальной инвалидностью.

Начну с того, что все времена люди жили группами, большими семьями, со всем своим родом-племенем. В каждой такой группе были и талантливые, и блаженные люди. Кто-то мог взять на себя ответственность за всю семью, а кто-то еле-еле справлялся с самим собой. Так бывает, и в общине "дурочку" тоже обычно пристраивали к хозяйству. В большой семье на глазах у детей кто-то умирал, кто-то рождался. При этом весь клан обычно включен во все процессы. Так люди набирали свой жизненный багаж.

Давно существует мнение, что человек стал человеком тогда, когда носил еду родичу со сломанной ногой, и дал возможность раненому восстановиться и выжить. То есть основа наших человеческих качеств - это помощь другому, причем бескорыстная. Выхаживать детей вынуждают инстинкты, а помогать слабому другому такому же, как я, не заставляет ничего, кроме сопереживания и сочувствия.

Опытный читатель и комментатор скажет, что тут я неправа. Можно сопереживать собачке и кошечке, можно сопереживать разово. Для этого незачем на постоянной основе каждый день встречаться на кухне и в ванной с девочкой, которая не понимает, сколько ей лет, какой день недели сегодня. Много чего не понимает. Зачем же нашим "обычным" детям такой опыт, когда можно было бы находиться в более комфортных условиях?

Но ведь никто никогда не готовится к тому, чтобы оказаться в семье с ментальным инвалидом! Каждый из нас берется за то, что может сделать. Так и в нашей семье появилась Света, когда у нас уже был удачный опыт реабилитации Семена. С результатами Сенечки я была воодушевлена. Мне казалось, что уж теперь-то я знаю точно, что надо делать, чтобы "вытащить" ребенка из депривации, из аутоподобного состояния. Поэтому я не сомневалась, когда мы подписывали с мужем согласие на Свету. Я конечно, понимала, что Света никогда не будет полностью здоровой, но в то же время было ясно, что другого шанса, кроме нас, у Светы нет. Получается, что мои обязательства по отношению к Свете в любом случае коснулись всех в нашей семье. И теперь ее состояние - не только моя забота, все наши дети должны учитывать, что Света особенная, и требует особого внимания.

А разве в кровной семье так не могло бы случиться? Вот жили люди, старший сын подрос, рождается дочь с ДЦП, предположим. И что теперь, надо "беречь спокойствие" сына, и оставить дочь в учреждении? Как надо себя вести?

У нас семья, мы приемные родители. Наша задача - реабилитация детей из системы. Никто не давал гарантий, что Митя будет учиться в обычной школе, что он будет бегать и прыгать, что он научится кататься на велосипеде. Все это наш с ним совместный труд! Судя по списку диагнозов у Мити, оставшись в учреждении, он навряд ли вообще поднялся бы из коляски на свои ножки.

Сеня тоже ребенок-инвалид. Ему трудно учиться в школе. А вот в селе я думаю, Семен был бы образцовым животноводом
Сеня тоже ребенок-инвалид. Ему трудно учиться в школе. А вот в селе я думаю, Семен был бы образцовым животноводом

Рассуждая на тему здоровый - больной, надо понимать, что все наши дети, по сути, пришли из отделения "Милосердие". Да, трое из четверых самостоятельны в быту. Учатся в обычной школе. Хорошо говорят. Многое умеют делать сами. Но все это не с неба упало! Относительное благополучие троих наших детей - это результат ежедневных наших родительских усилий. Настю как поднимала мама Света - так это вообще подвиг! В их квартире целые шкафы учебных пособий, проработанных от корки до корки. Да, теперь более-менее самостоятельные трое детей живут рядом с совершенно беспомощной Светой. И это хорошо для всей семьи.

Нет, мы не ждем от других детей постоянного внимания к Свете. Со Светой я сама занимаюсь бытовыми вопросами. Тем более ценно, что дети по свей инициативе включаются в заботу о Свете. Проявляют интерес к ее успехам. Помню, как в первые дни в нашей семье Настя пыталась Свету "провоцировать". Мне пришлось отдельно Насте объяснять, что Света за годы нашей совместной жизни ни разу никого не ударила, не укусила, не толкнула. Так что со Светой как с малышкой - только о хорошем! Теперь Настя, как и мы с папой Андреем, умиляется, что Свете удается что-то новое. Настя рядом со Светой становится взрослее. КАк и рядом с Сеней. Еще вопрос, кто из младших: Сеня или Света, приносит больше хлопот в нашей семье))

Митя в английском городском лагере.
Митя в английском городском лагере.

Подавляющее большинство детей в современном мире живут в "стерильных" условиях. Пространство и люди вокруг детей вычищены, выровняны. Жизненный опыт крайне обедненный. Дети в своих "хороших" школах, среди таких же детей, прошедших отбор, не имеют потребности учиться понимать другую жизненную позицию. А потом, после хорошего института, попадая на хорошую работу, вдруг выясняется, что новенькому сотруднику общаться надо с самыми разными людьми. Надо ставить задачу тем, кто учился в обычной школе, институтов не заканчивал. А может быть, даже организовывать работу выпускникам коррекционной школы. Надо искать мотивацию для людей из другого слоя жизни. Надо пытаться понять их логику. И все! Молодой менеджер, такой хорошо образованный, вдруг получает проблемы где никто не ожидал!

Наши дети устойчивы к меняющимся формам общения. Они знают, как помогать проблемному человеку. Более того, наш Митя довольно устойчивый к стрессам в кругу своих ровесников. Митя знает, насколько могут отличаться способности к познанию мира у разных людей, и не требует, чтобы все вокруг соответствовали его ожиданиям. Надеюсь, что гибкость и умение сочувствовать помогут Мите выстроить свою жизнь благополучно.

В наших маленьких семьях теперь нет вообще никаких примеров жизненного пути. Наши бабушки-дедушки или не дожили, или слишком далеко. Более того! Нашей Насте скоро 16 лет. И я понимаю, что она НИ РАЗУ! НИКОГДА! не видела беременную женщину в быту! Настя никогда не видела малышей-грудничков. И как она сама станет мамой? Только по книжкам и видео? Мы живем с вами в обедненной общественной среде. Не надо этим гордиться. Надо стыдиться, что наши дети лишены возможности освоить естественный жизненный процесс. В том числе - помощь близкому больному человеку.