За почти 18 лет использования Subaru Forester 1998 года выпуска повидал многое. С ним связано много приятных воспоминаний и ярких эмоций. Но рано или поздно наступает момент, когда автомобиль «устает». Главное в этом вопросе – не пропустить момент.
История владения этим Subaru Forester 1998 года выпуска началась в 2006 году. Тогда он был куплен за $7800 (с учетом всех переплат по кредиту обошелся в $9600). Выбирали тогда между Forester и длиннобазной Toyota Rav4. Долго взвешивали за и против, но в итоге остановились на «Форестере». Машина была недавно пригнана из США, по Беларуси не ездила, была, как говорят, не бита, не крашена. После покупки автомобиля у всей семьи радости не было предела – можно было ехать куда угодно.
Комфорт, которого мы еще не знали
В нем устраивало все: удобство, проходимость, возможность использования в качестве «рабочей лошадки» при поездках за город и в путешествиях. Кроме того, это был наш первый автомобиль на автомате и на полном приводе (до это были «тройка» BMW и Peugeot). Двигатель оппозитный, объем – 2,5 литра. Автомат, полный привод, электропривод зеркал, кондиционер, велюровый салон – в начале 2000-х это был уже приличный пакет опций.
Помимо ежедневной эксплуатации в городском цикле, на автомобиле достаточно часто выезжали на природу – нашим излюбленным местом было урочище «Дубы» рядом с турбазой «Высокий берег» в верховьях Немана. Брали с собой палатки, туристическое снаряжение, запас продуктов, а впоследствии и бензогенератор – всему этому в багажнике находилось место. Багажное отделение действительно огромное: 934 литра, а при сложенных задних сиденьях – 1840. Пока дети были помладше, при таких выездах спали в машине – благо можно было, сложив задние сиденья, устроить вполне комфортное спальное место для двоих.
Большой клиренс позволял заезжать в недоступные для других автомобилей места – может, и «паркетный», но все же внедорожник. К слову, у Forester более короткие свесы, чем у Outback, что улучшает углы въезда и съезда. Но иногда приходилось предпринимать тактические маневры. Как-то, чтобы преодолеть русло высохшего ручья, разгрузили автомобиль, преодолели препятствие, а потом загрузили снова. Однажды пришлось взбираться по крутому подъему по разбухшей после дождя глине – тоже успешно. Короче, никаких претензий к проходимости не было с самого начала.
В обслуживании все было гладко: тормозные колодки, фильтры, масло и другие расходники менялись не так чтобы очень регулярно, но, как говорят, в пределах нормы. Ремонтом при необходимости занимались автомеханики-гаражники, специализирующиеся на Subaru – цены на официальном сервисе были достаточно «кусачие». Конечно, были и некоторые проблемы. Прежде всего с круиз-контролем: когда в первый раз «перескочил» ремень ГРМ после включения «круиза», посчитал, что, возможно, сам где-то накосячил. Но когда это случилось во второй раз, после очередного ремонта просто перестал пользоваться этой опцией. Тем более что был смысл включать его на скорости более 100 км/ч, а в то время скоростных дорог у нас в принципе не было.
Потом в 2012 году было «европейское турне» по восьми странам. За 23 дня проехали более 6 тысяч км по автобанам, местным дорогам, в условиях перепада высот – наш «Форестер» ни разу даже не чихнул (понятное дело, перед выездом нашего «Форика» полностью обслужили). Тогда особо порадовал расход топлива. При штатных 11,2 литра на 100 км в городском режиме расход на трассе около 10 литров, особенно с учетом высоких цен на бензин в Европе, был весьма не плох.
Пару слов о металле
Насколько надежный кузов Subaru, знатокам рассказывать не нужно. Поэтому приведу только один факт. По служебным делам был зимой в курортном поселке Нарочь. Жил на частной квартире, машину парковал там же, во дворе. В один из дней, выезжая с парковки, обратил внимание, что машина почему-то не едет, как будто ее кто-то или что-то держит. Подумал, что заклинило «ручник», но за годы использования привык им почти не пользоваться, тем более зимой (а вдруг примерзнет?). Надавил на газ, и тут – дзынь! – из под правого колеса вылетает какая-то железяка.
Ну все, думаю, приехали: где искать автосервис в курортной зоне?.. Пошел искать то, что отлетело. Оказалось, что это металлический стержень длиной сантиметров 30–40 и толщиной сантиметров 5–6, который до этого был вкопан на парковке. Так вот: стержень был отломан «по живому» – я зацепился за него аркой переднего крыла. Если бы не 25-градусный мороз, на котором металл стал более хрупким, видимо, отлетело бы крыло. А тут – «лошадь отделалась легким испугом» – слегка нарушилась геометрия крыла (оно стало немного «дутым»). Шины и – главное – припаркованные рядом автомобили повреждений не получили.
Старческие «болячки»
Автомобили, как и люди, стареют: вырабатывается ресурс, требуют замены деталей, кузов подъедает коррозия. Ну и условия эксплуатации также играют немаловажную роль. Первые лет 8–10 машину жалели, а потом Forester перешел в разряд тяговитого помощника. Чего только на нем не возили! Начиная от выставочного оборудования (в салон по диагонали можно было вместить трехметровые направляющие) до строительных материалов (песка, цемента, кирпича и прочих ремонтных прелестей). Летом даже арбузы возили – по 300–400 кг за один раз.
Но сколько веревочке ни виться… Как-то начал «троить» двигатель. Поехал в ремонт, но быстро причину найти не смогли. Машина побывала не нескольких СТО, на одном из которых обнаружили проблему с одним из клапанов. Так как движок оппозитный, двигатель пришлось доставать: обошлось недешево, но зато де-факто сделали капремонт двигателя, благодаря чему его хватило надолго.
Потом возникли проблемы с бензобаком: просто выгнила горловина (как мне сказали, у возрастных «Форестеров» это наследственная болезнь). Заправлять мог только тоненькой струйкой, чем приводил в бешенство тех, кто стоял за мной в очереди на АЗС. Потом приспособился и ездил на заправку ночью и сразу заправлял полный бак. Правда, уходило на это час-полтора. Сразу отдать в долгий ремонт не было возможности, так как машина была позарез нужна каждый день. Через некоторое время стало «сыпаться» все по очереди: сначала вышел из строя генератор, потом умер стартер.
Нужно продавать!
После всех этих ремонтов решил: всё! Нужно продавать. Да не тут-то было!
Внезапно (хотя и вполне ожидаемо) проявилась еще одна критическая проблема: в один прекрасный зимний день задние амортизаторы просто «вылетели» в салон. Хорошо, что это случилось недалеко от СТО, и я сам смог доехать до него благодаря забитым мокрым снегом аркам. Когда начали разбирать и готовить к ремонту, оказалось, что «варить» нужно почти все: восстанавливать стаканы (точнее, гнуть и варить новые, потому как на авторазборках их нет по той же причине сплошной коррозии), внутренние и внешние арки, «тазик», места креплений задней подвески…
Та еще была история. Машина провисела на подъемнике больше месяца, потому как сразу начал ее «варить» один сварщик, потом второй, а заканчивал третий. Но в итоге все закончилось благополучно с точки зрения состояния авто, но не по деньгам: глобальное восстановление задней части кузова обошлось в $1800 – думаю, понятно, насколько все было плохо. Помимо всего, после такой глобальной разборки отказались работать датчики ABS (постоянно горела лампочка на приборке) и, собственно, сама система. Как мне пояснили, ее восстановление было возможно, но проблематично и дорого.
Идея продать авто меня не оставляла, только сейчас уже речь шла о том, чтобы хотя бы вернуть то, что было отдано за ремонт – машине на тот момент было уже больше двадцати лет. Но Forester упорно не хотел со мной расставаться: пробилась прокладка двигателя – заменить нечем, так как модель старая, а чтобы поставить «металл», нужно было все перешлифовывать. В итоге овчинка выделки не стоила, а продавать недвижимое (в прошлом движимое) имущество можно было только на запчасти. Но – бинго! – мои ремонтники нашли на разборке «голову» с блоком цилиндров в сборе, и проблема была решена.
После такой «капиталки» машина еще проездила почти три года. Кроме того, автомобиль стал «брать» меньше топлива: фактический расход уменьшился с почти 12 до 11 литров на «сотню». Но уже от «усталости» стали вылазить несущественные поломки, ездить с которыми, однако, было нельзя: потребовалась замена «залипшего» реле поворотов (было весело «моргать» поворотниками вручную, щелкая «стрекозой»), а потом вышли из строя насосы бачка стеклоомывателя.
Но момент передать мой видавший виды Subaru Forester в следующие руки все же наступил. Но это уже совсем другая история, о которой – в следующей публикации.
]]>