45,5K подписчиков

На месте гаишник никогда не суетился: как оформляли аварии в СССР

1,3K прочитали

Во все времена водители инстинктивно избегали лишних встреч с сотрудниками ОРУД/ГАИ/ГИБДД/ДПС (нужное подчеркнуть). Любой вопрос, который можно было решить без их вмешательства, так и решался: нервы всегда были дороже. Исключение составляли, конечно же, серьезные ДТП, особенно при наличии пострадавших – тут деваться было некуда. Кроме того, при серьезных повреждениях водитель вспоминал про наличие у него страховки: Госстрах работал всегда. Но ни о какой компенсации без наличия справки из того же ГАИ нечего было и думать.

Как пригласить гаишника на место ДТП? В городах это было более-менее понятно: можно было отыскать телефон-автомат, забежать на почтовое отделение (мол, спасайте – дайте позвонить в милицию!) и так далее. Никаких мобильников еще не изобрели, а потому найти средство связи помогала только собственная фантазия. В больших городах несложно было встретить патрульную машину или дежурного милиционера где-то на оживленном перекрестке. Если рядом был вокзал, шансы на успех увеличивались: там дежурили всегда. Никакого восторга ваше появление не вызывало, но связаться с кем-то нужным все-таки помогали.

За городом алгоритм поведения был очевиден. Машите руками, тормозите всех подряд и просите сообщить об аварии на ближайшем посту ГАИ или, хотя бы, позвонить при первой оказии по номеру 02 (или 03, если пострадали люди). Сотрудники «Скорой» при этом могли связаться с гаишниками сами. Отметим, что в те времена любая авария заставляла почти всех водителей добровольно притормаживать и предлагать посильную помощь. Это было в порядке вещей. При этом каждый считали своим долгом остановиться у поста ГАИ, сообщая об аварии. Обычно там бурчали «Знаем, мол…» – о происшествии действительно сообщали многие.

В итоге всегда получалось так, что при фактическом отсутствии связи сотрудники ГАИ всегда приезжали на место аварии. Впрочем, в основном это касалось серьезных происшествий. Если дело касалось легких кузовных повреждений личных автомобилей, то такие выезды машинально вставали у гаишника в последнюю очередь: ждать его приезда приходилось долго.

На месте гаишник никогда не суетился. При наличии пострадавших вызывал «скорую», а для эвакуации пострадавших машин обычно останавливал первый же грузовик, повелевая тому дотащить поврежденную технику до стационарного поста. Пассажиров побитых машин также рассаживали в попутные грузовики, которые подвозили их до ближайшей «цивилизации». В итоге прецедент фактически исчерпывался, переходя на новую стадию – одним требовалась справка об аварии, другие выясняли, как забрать поврежденную машину и что с ней делать дальше.

Если в ДТП участвовала государственная машина, то ее обычно оттаскивали «до базы», где подручными средствами и приводили в чувство. Рихтовка, сварка, окраска – обычно все это не вызывало особых сложностей. В редких случаях, особенно когда вина водителя такой машины была очевидна, на такую базу дозволялось заехать и пострадавшему частнику, где ему полулегально оказывали посильную помощь. Понятно, что многое зависело от марки машины: починить «Волгу», которые массово использовались в таксопарках и госструктурах, было гораздо проще, чем те же «Жигули». Отметим, что в спорных случаях до оглашения вердикта ГАИ по аварии никаких ремонтных работ проводить не разрешалось.

В целом общая картина что с вызовом гаишников, что с ремонтами машин была схожей: на практике все вопросы решались если не «по понятиям», то по принципу «кто как может». И это, как ни странно, всегда срабатывало: аварии оформлялись, машины ремонтировались. А человеку с открытым капотом и поднятой рукой долго на дороге стоять не приходилось, почти любой проезжающий спешил ему помочь.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Что еще почитать:

Завидуй молча: как в СССР относились к владельцам автомобилей

Сам себе механик: что умели делать водители времен СССР

Парадокс социализма: почему при нищенских зарплатах в СССР машины были нарасхват