Найти тему

Владимир Маканин: возвращая забытое

Этот писатель... В семидесятые я не пропускала ни одной его новой книги. Был даже момент нашей переписки. А после этого один из героев его рассказа получил мою фамилию.

Папочка с завязками тоже героиня рассказа
Папочка с завязками тоже героиня рассказа

Потом случился перелом, когда на нас обрушился буквально водопад новой-старой литературы. Открылись ящики столов, в которых тщательно пряталось запрещаемое. Мариенгоф, Дон Аминадо, дневники Короленко, Окаянные дни Бунина и много ещё всего. Маканин как-то затерялся и долго бы я ещё о нём не вспоминала. Однако он напомнил сам.

В последний заход в библиотеку в стопке сданных книг вдруг мелькнуло знакомое имя. Это сборник "Удавшийся рассказ о любви". Два рассказа и повесть "Безотцовщина" из прошлых лет, а рассказ, давший название сборнику, мне был не знаком. Книга вышла в 2010 году в издательстве ЭКСМО.

Читать я начала естественно с последнего рассказа. Это был тот же самый Маканин, узнавала его в каждой строчке. Но всё же немного другой. Он как и раньше безошибочно находит болевые точки, детали и метафоры безупречны, чувства героев под током. Меня поцарапала только концовка. Можно было бы обойтись без столь скрупулёзного описания последней сцены. Писатель возможно не мог, а я бы при чтении удовлетворилась туманным намёком.

Сюжет... Да, Маканин в этом маэстро. Лариса Игоревна, бывший цензор. Цензоры стали не нужны, даже больше, в приёме на другую работу ей постоянно отказывали. Но Лариса Игоревна нашла нишу. Она владеет небольшим бордельчиком домашнего типа, так и называется - "Всё, как дома". Лариса Игоревна любила и до сих пор любит некого Сергея Ильича Тартасова, бывшего писателя. Он её тоже когда-то любил. Возможно. Однако больше использовал. Понимаете связь: писатель - цензор.

Лариса Игоревна женщина жертвенная. Опусы писателя продвигались в своё время не без её помощи. Иногда под страхом вылета с работы. Но вот случилось то, что случилось со всеми нами. У Сергея Ильича опускаются руки, писать он не может, да и ничего больше не умеет. Опять Лариса Игоревна его спасает. Типично женским способом пристраивает на телевидение.

Тартасов воспрял, мнит себя большим человеком. А по сути играет на телевидении роль декорации. И регулярно навещает бывшую любовь. Из благодарности? Отнюдь. Просит девочку в долг, денег у него не густо. Но это ещё не кульминация. Ведь Лариса Игоревна снова спасает его. На телевидении его положение катастрофическое, на грани вылета.

Ну как, как эта успешная, устроенная женщина может любить старого никчемного эгоиста? В этом видимо и заключается ирония названия - рассказ-то удался.