Найти в Дзене
Философия просто

Биография Платона и его наследие

Биография Платон (427–347 гг. до н. э.) — Древнегреческий философ, основатель Афинской Академии и основатель многовековой традиции платонизма в европейской философии. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля.
Платон писал философские сочинения в форме диалогов, главным героем большинства из которых был Сократ. В центре его философии — учение об идеях, которые являются источником бытия для эмпирических вещей.
Платон считал, что задача философии — исследование истинных принципов человеческого общества. Эти принципы он изложил в своих работах «Государство» и «Законы», призывая людей следовать им в жизни.
Платон оказал огромное влияние на развитие античной и всей последующей европейской философии, определив большую часть её проблематики. Основные философские труды Платона: Почти все произведения Платона написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона.  Популярные идеи Платона Теория идей Платона В диалоге «Тимей» Платон вкладыва
Оглавление
«Афинская школа» (итал. La Scuola d’Atene) — фреска работы Рафаэля Санти
«Афинская школа» (итал. La Scuola d’Atene) — фреска работы Рафаэля Санти

Биография

Платон (427–347 гг. до н. э.) — Древнегреческий философ, основатель Афинской Академии и основатель многовековой традиции платонизма в европейской философии. Он был учеником Сократа и учителем Аристотеля.
Платон писал философские сочинения в форме диалогов, главным героем большинства из которых был Сократ. В центре его философии — учение об идеях, которые являются источником бытия для эмпирических вещей.
Платон считал, что задача философии — исследование истинных принципов человеческого общества. Эти принципы он изложил в своих работах «Государство» и «Законы», призывая людей следовать им в жизни.
Платон оказал огромное влияние на развитие античной и всей последующей европейской философии, определив большую часть её проблематики.

Основные философские труды Платона:

  1. «Апология Сократа» — первый сохранившийся текст Платона, написанный вскоре после суда над Сократом. 
  2. «Менон»
  3. «Пир» — центральное для мировой культуры произведение, трактующее любовь не только как природное, но и как социальное и творческое начало. 
  4. «Федр»
  5. «Парменид»
  6. «Государство» — описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. 
  7. «Законы»

Почти все произведения Платона написаны в форме диалога, главным персонажем которого является Сократ, выражающий взгляды самого Платона. 

Популярные идеи Платона

Теория идей Платона

В диалоге «Тимей» Платон вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. Следует признать наличие трёх родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства, в котором существуют вещи:

Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения, посредством некоего незаконного умозаключения, и поверить в него почти невозможно.

Идея Блага

В диалоге «Государство» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания. Само слово «благо» (τὸ ἀγαθόν) означает не просто нечто, оцениваемое этически положительно, но и онтологическое совершенство, например, добротность конкретной вещи, её полезность и высокое качество. Благо нельзя определять как удовольствие, потому что приходится признать, что бывают дурные удовольствия. Благом нельзя назвать то, что только приносит нам пользу, потому что это же самое может нанести вред другому. Благо Платона — это «благо само по себе» (αὐτὸ ἀγαθόν).

Платон уподобляет идею блага Солнцу. В видимом мире Солнце является необходимым условием как того, что объекты становятся доступными зрению, так и того, что человек получает способность видеть предметы. Ровно так же в сфере чистого познания идея блага становится необходимым условием как познаваемости самих идей, так и способности человека познавать идеи. Как это резюмируется Сократом в диалоге «Государство»: «что придаёт познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью познавать, это ты и считай идеей блага — причиной знания и познаваемости истины».

Три части души

В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. Рисуется следующая картина: «Уподобим душу соединённой силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рождён от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное». Возница изображает здесь разум, добрый конь — волевую часть души, а дурной конь — страстную или эмоциональную часть души. В диалоге «Государство» Платон более подробно разбирает эти три составляющих психики человека. Так, он уподобляет разумную часть души — пастырю стада, волевую или яростную часть души — сопутствующим пастырю собакам, помогающим ему управляться со стадом, а неразумную, страстную часть души он называет стадом, добродетель которого — подчиняться пастырю и собакам. Таким образом, Платон выделяет три начала души:

  1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.
  2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. Как говорит Платон, ярость и гнев отличаются от простых вожделений и даже зачастую спорят с ними: «мы замечаем, как человек, одолеваемый вожделениями вопреки способности рассуждать, бранит сам себя и гневается на этих поселившихся в нём насильников. Гнев такого человека становится союзником его разуму в этой распре, которая идёт словно лишь между двумя сторонами». Платон замечает, что яростное начало особенно заметно в человеке, «когда он считает, что с ним поступают несправедливо, он вскипает, раздражается и становится союзником того, что ему представляется справедливым, и ради этого он готов переносить голод, стужу и все подобные этим муки, лишь бы победить; он не откажется от своих благородных стремлений — либо добиться своего, либо умереть, разве что его смирят доводы собственного рассудка».
  3. Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. В диалоге Платона «Государство» говорится, что начало, «из-за которого человек влюбляется, испытывает голод и жажду и бывает охвачен другими вожделениями, мы назовём началом неразумным и вожделеющим, близким другом всякого рода удовлетворения и наслаждений».

Во многих своих произведениях Платон подробно рассматривает теорию о бессмертии души. В диалоге «Федон» Платон излагает четыре аргумента в пользу этой теории.

Первый аргумент в пользу бессмертия души

Первое доказательство бессмертия души получило название «циклического», поскольку основано на понятии взаимной обусловленности любых противоположностей. Поскольку противоположности предполагают наличие друг друга — так, большее возможно только при наличии меньшего, а сон возможен только при наличии бодрствования, — таким образом, смерть подразумевает наличие бессмертия. Как говорит в этом диалоге Сократ: «Если бы всё, причастное жизни, умирало, а умерев, оставалось бы мёртвым и вновь не оживало, — разве не совершенно ясно, что в конце концов все стало бы мертво и жизнь бы исчезла?» Раз живое происходит из мёртвого, а умереть может только живое, то этот факт может служить аргументом в пользу перевоплощение душ. Души умерших должны оставаться в нетленном состоянии, что отличает их от природы тела и предполагает дуализм духа и тела.

Кончина и наследие Платона

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в возрасте 81 года в 347 году до н. э. (13-й год правления македонского царя Филиппа). Его похоронили в саду Академии возле Мусейона. Считается, что он был погребён под именем Аристокл.

Платон считается одним из самых важных и влиятельных людей в истории человечества и ключевой фигурой в истории древнегреческой и западной философии — вместе со своим учителем Сократом и самым известным из своих учеников Аристотелем.