Украшения давно исчезли с капотов большинства автомобилей: этого требуют правила безопасности. Однако некоторые бренды все еще цепляются за свой уникальный декор, порой пряча его внутри авто, чтобы не навредить пешеходам. Давайте оглядываемся назад, и вспомним историю пластики на радиаторе (Hood ornament), символизирующих не только марку авто, но и целую эпоху.
Rolls-Royce: «Дух экстаза»
Может показаться, что Дама в мантии, украшающая передний край капота Rolls-Royce, прикипела к этому месту с самого начала существования компании. Но поначалу единственным идентификатором автомобилей Rolls-Royce был значок в виде двойной буквы R, по сути, аббревиатура компании.
История Дамы (позднее названной Spirit of Ecstasy, «Дух экстаза») очень занимательна. Моделью для нее послужила Элеонора Веласко Торнтон, секретарь и любовница Джона Дугласа-Скотта-Монтегю, барона Монтегю-Белью. Барон был энтузиастом автомобильной техники и другом Чарльза и Генри Роллсов — основателей компании Rolls-Royce. К тому же сэр Монтегю являлся одним из первых владельцев автомобиля (четырехместного фаэтона с кузовом от фирмы Barker) легендарной марки, на котором впервые въехал во двор Английского парламента.
Именно барон составил первый учебник вождения и долгое время возглавлял Британский королевский автоклуб. Чтобы выделить свой автомобиль среди прочих «самодвижущихся повозок», он заказал своему другу, скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу, фигурку-талисман.
Сайкс выполнил заказ, создав пластику, воплощавшую «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». В марте 1911 года скульптурка заняла место на радиаторе автомобиля Монтегю. Далее история приобретает эпический накал.
В 1915 году мисс Торнтон сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия». Но 30 декабря 1915 немецкая подводная лодка торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501, находившихся на борту. Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. До самого последнего момента сэр Монтегю держал за руки Элеонор Торнтон, но взрыв снаряда отбросил его в сторону. Мисс Торнтон пошла ко дну; сэра Монтегю спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Когда барон вернулся в Британию, установил в честь погибшей возлюбленной памятную доску в своей родовой церкви и написал на ней следующие строки:
Я — малютка, задорная фея,
Талисман постоянный в пути (…)
Ваша храбрость понравится фее,
И под радостный шелест колес
Я сольюсь воедино с весельем,
Что приносит мой серый «Роллс-Ройс»!
Первоначально статуэтку выливали из баббита (сплав на основе олова), позднее — из бронзы и нержавеющей стали. По специальному заказу прежде и сейчас изготавливаются также фигурки из серебра и золота. Фигурка полируется вручную молотыми косточками черешни.
Существовало несколько модификаций фигурки, одна из которых, «коленопреклоненная», выпускалась с 1934 года («стоЯщая» фигурка отвлекала водителя от дороги).
Ram: атакующий баран
Сегодня Ram – отдельный бренд пикапов, но изображение овна, прикрепленное к капоту, на протяжении десятилетий было символом компании Dodge. В 1931 году его придумал дизайнер Авард Фэрбенкс (он же – создал орнамент «Крылатая русалка», который в свое время очаровал Уолтера П. Крайслера).
Если быть точным, Фэрбенкс подарил Chrysler трио баранов в разных ракурсах. Логика автора была такова: овен – упрямое, крепко стоящее на ногах, никогда не отступающее животное. Предложение Фэрбенкса понравилось боссам Dodge; напористый овен надолго остался на капоте автомобилей марки.
Голова барана с крутыми рогами впервые появилась на RAM Truck в 1998 г. Выштамповка первоначально была красно-белой. В 2009 году логотип переработали. С тех пор на нас с капота смотрит трехмерная голова из хрома.
Jaguar: прыжок в будущее
Знаменитой кошки, застывшей в прыжке, не было на самых ранних моделях Swallow Sidecar. Авто, построенные этой компанией (являющейся предтечей Jaguar), в середине 1930-х годов украшал скромный овал в красной рамке, увенчанный двумя золотыми крылышками.
Но владельцы компании поддались повальному увлечению кастомизацией того времени, выражавшемся в изобретении всевозможных мини-скульптур (или талисманов) для своих авто.
В конце десятилетия один из членов треста, основавшего Jaguar, подал идею изобразить в качестве талисмана «кошку, прыгающую с забора». Идея была воплощена, хотя и не быстро. Лишь в 1957 году дизайнеры марки придумали круглый медальон с оранжево-красным фоном, украшенный золотой головой дикой кошки. В 1982 году ягуар, наконец, прыгнул. Первая версия логотипа была очень похожа на ту, что используется сейчас.
Bentley: что за «Б»?
Разрешите представить: Фрэнсис Кросби, гений дизайна из лондонского рекламного агентства. Это он придумал использовать изображение крыльев в логотипе Bentley. Многие скажут: подумаешь, «В» с крылышками! Все так делали! Но попробуйте выразить скорость и мощь автомобиля в лаконичном символе, и поймете, что дело это непростое.
Сначала, в 1919 году, логотип бренда был плоским. Затем Кросби перевел Flying B в трехмерное изображение.
Впрочем, самый первый редизайн лого, как говорят, связан с именем другого дизайнера, Чарльза Сайкса. Да-да, того самого, придумавшего символ Rolls-Royce. Версия Flying B в духе арт-деко, появившаяся в 1933 году, стала ответом скульптора Spirit of Ecstasy на просьбу Bentley создать украшение, которое бы лучше соответствовало изящным моделям авто, покидавшим завод. С тех пор украшение капота Bentley мало изменилось.
Cadillac: а теперь – гербастый!
Венок на капоте – 12-й по счету логотип, украсивший передок пафосных авто Cadillac. Он же – самый стойкий, в той или иной форме просуществовавший с 1963 по 1990-е годы.
Впрочем, Cadillac почти всегда использовал какую-то комбинацию венков/гербов в качестве отличительных символов своих авто (видимо, под влиянием художника-геометриста начала века Пита Мондриана). Впервые «логотип четырех десятилетий» (корона с решеткой) появился на Cadillac в 1967 году, на модели Eldorado. Он содержал многие традиционные элементы Cadillac, но был плоским. В 1970-х годах значку добавили объем.
Mercedes-Benz: гори-сияй моя звезда!
Вы не поверите, но самые знаковые украшения капота порой имеют весьма скромную историю. Так, например, обстоит дело с трехлучевой серебряной звездой, до сих пор являющейся символом Mercedes-Benz. Семейство Даймлер, недолго думая, скопировало значок с рождественских открыток, рассылаемых родственникам в конце 1800-х годов. Официальным днем рождения звезды в обрамлении круга считается 1921 год. Любопытно, что со временем этот значок девальвировал (первоначально он был золотым).
После слияния Dimler и Benz в 1926 году, трехлучевую звезду обвил лавровый венок. Этот дизайн логотипа Mercedes-Benz сохраняется и по сей день.
Packard: «Богиня скорости»
Украшение на капоте Packard «Богиня скорости» – плод стараний дизайнера Джона Д. Уилсона, придумавшего связать продукцию автопроизводителя с греческой мифологией. Выбор маэстро остановился на Нике, богине победы, и по совместительству колесничей Зевса.
В 1938 году пластика на капоте представляла собой фигурку, держащую в вытянутых руках колесо; позади богини струился прозрачный люцит. Водители быстро заметили сходство между колесом и донатом, прозвав статуэтку на капоте «охотницей за пончиками». Тем самым богиня была напрочь лишена величия. Впрочем, авторитет авто от этого не пострадал: Packard любил даже черствый душой Сталин.
Источники: Мotortrend.com, Мotor1.com