Как всегда подробно рассказываем о новинках кинематографа для вас!
Жанр: биография, драма
Режиссёр-постановщик: Джеймс Марш
В ролях: Гэбриел Бирн, Фионн О’Ши, Эйдан Гиллен, Брона Галлахер, Максин Пик, Роберт Арамайо, Сандрин Боннер, Лиза Дуайер Хогг, Кэролайн Бултон
Продолжительность: 1 час 40 минут
Производство: США
Год: 2023
18+
На онлайн-платформах вышел новый фильм Джеймса Марша, постановщика, специализирующегося преимущественно на байопиках («Вселенная Стивена Хокинга», документальный фильм «Человек на проволоке» о канатоходце Филиппе Пети). Прокатный трейлер заманивал доверчивого зрителя историей, которая должна была кинематографически отрефлексировать жизнь и судьбу Сэмюэла Беккета и рассказать о его парижском знакомстве с ещё одним классиком ирландской прозы — Джеймсом Джойсом. Однако на одном из крутых поворотов производственная махина фильма выронила нить повествования, и зрителю преподнесли…
К слову, начало фильма весьма интригует. 1969 год, Стокгольм. Нобелевский комитет объявляет лауреата премии по литературе: Сэмюэл Беккет. Сидящий в зале живой классик, коему крепко за шестьдесят, вздрагивает, театрально шепчет: «Катастрофа!» — и, не без труда взобравшись на просцениум, устраивает тот самый театр абсурда, за который и удостоился «нобелевки». Он вырывает из рук «вручантов» чек с призовыми деньгами, и устремляется сначала на колосники монтировочной лестницы, а затем, попутно сбив ногой софит, уходит в непредсказуемость театрального потолка. Чтобы там, в невнятном пространстве, обусловленном металлическими конструкциями — тоже весьма условными — встретиться и потолковать с самим собой. Самого себя, как и Беккета, играет галантный и вне всяких сомнений талантливейший Гэбриел Бирн.
Такое начало для байопика о великом мастере абсурда — просто огонь. Чистое кино! Нобелевскую премию, правда, вместо презирающего публичные вылазки Беккета получал его давний друг и французский издатель Жером Лендон. Но это ладно. Это худ. вольность. Для каскаду! Зато случайный зритель, не знакомый с литературным наследием Беккета, сразу уловит, с чем он будет иметь дело следующие час сорок. Но буквой и духом беккетовского письма он не проникнется. И с большой долей вероятности — выключит данную синематографическую продукцию.
Гэбриел Бирн в роли Сэмюэла Беккета
Более же решительному зрителю фильм «Гении» (именно такое название русские локализаторы приспособили оригинальному поэтическому заголовку «Первый танец») сразу навязывает избитое, а в фильме о литераторах ещё и пошлое, деление на главы. Даже на какие-то пунктики — рассказики. Написать большой роман очень тяжелый труд, а роман в рассказиках наколотить сильно проще, правда же?
И вот детство. Мать под репродукцией шедевра Милле «Анжелюс» беспощадно отчитывает розовощёкого юнца, будущего автора великой пьесы «В ожидании Годо». А отец предательски включает нейтральную. Сын сыном, но мама ему, знаете ли, тоже ещё пригодится.
«Гении» — крайне вольная трактовка биографии Беккета, фантазия на тему, но с пикантными подробностями личной жизни.
А вот уже сцены многострадального авторского становления. Известный факт, что в молодости Беккет был подтянут и спортивен, но в картине Марша его играет шурикообразный Фионн О’Ши. Беккет прибывает в Париж, где и встречает в одной из кофеин вредного и вечно поддатого Джеймса Джойса (Эйдан Гиллен). Зритель, насмотревшись на постер, сразу станет включаться — сейчас начнётся полная противоречий история о крепкой дружбе двух литературных гигантов. Но персонаж Джойса будет присутствовать лишь в первой половине ленты, а точнее, в так называемой подглавке, под названием «Лючия».
Никакой крепкой дружбы между Джойсом и Беккетом не существовало. Джойс был работодателем Беккета, он взял его секретарём. Ну в каком-то смысле его ещё можно считать творческим наставником начинающего писателя, но никак не другом.
Складывалось ощущение, что Эйдан Гиллен явился в «Гениев» совершенно с другого проекта и случайно попался в кадр.
Закончились взаимоотношения и вовсе не без осадка: автор «Улисса» пытался женить своего так называемого ученика на собственной психически нестабильной — сам Юнг диагностировал ей шизофрению — дочери Лучии. Однако Беккет скоропостижно ретировался прочь от этого патологического романа. Убежал в испытания ещё более серьёзные, успев по дороге к славе и удар ножом от сутенёра получить в 1938-м, и нацисткой оккупации в глаза взглянуть. Всё это у Марша поставлено походя, маловыразительно. Режиссёра больше занимают беседы Беккета со своим двойником. То есть вместо богатейшей на события биографии классика создатели выбрали метафорически переосмыслить «внутреннее я» художника. Это, пожалуй, очень классная тема. Но здесь её дали — монотонно. «Вообразите, что воображение умерло», — говорит один из героев Беккета. И Джеймс Марш воспринимает это как призыв к действию.
Нобелевский комитет объявляет лауреата премии по литературе: Сэмюэл Беккет.
Режиссёр не воспользовался возможностью воссоздать щекотливую драму из отношений писателя сразу с двумя особами: супругой Сюзанной и любовницей Барбарой Брей. Не запечатлел режиссёр и эпизод со знаменитым письмом Беккета Эйзенштейну, в котором просил о зачислении во ВГИК. «Гении» иронично проходит в ожидании героя. Причём даже ожидание чего-то можно сделать остроумно. Но не в этой кинокартине. «Нельзя ли мне здесь как-нибудь задержаться?» — спрашивал главный герой «Счастливых дней», поставленных Балабановым по Беккету. Так и фильм Марша будто упрашивает зрителя: «Не посмотрите меня ещё хоть сколько-нибудь?» Но в доказательство своей любопытности приводит лишь вульгарные варианты сцен безрадостной семейной жизни депрессивного гения и его раздраженной бытом боевой подруги. Ну, ещё в финале Марш цитирует «Любовь» Михаэля Ханеке.
Хочется предостеречь даже поклонников максимально неспешных повествований — побороть сон, если вы не великий академик кино и не запредельный эстет, будет непросто.
А кинолюбителям «попроще» вместо сегодняшнего нашего пациента я бы порекомендовал короткометражный режиссёрский дебют самого Сэмюэля Беккета. В главной роли там снимается Бастер Китон и называется короткометражка просто — «Фильм». На деле же именно «Фильму» куда больше подходит название «Гении».
Продолговатый ящик для сайта Альтерлит
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.