Найти тему
Геодезист в Лесу

Райские кущи подмосковья (часть 1)

В этих статьях я расскажу про самые лучшие (и бесплатные) локации, которые повстречались нам с женой в десятках прогулок и ПВД в удобной транспортной (даже без тачки) доступности от Москвы и её города-спутника Зеленограда. Некоторые из них оставили впечатление полноценного похода и даже больше: перехода через мост в Терабитию. Когда вовсе не ожидаешь какого-то чуда, но результат превосходит все твои ожидания, ты втягиваешься в реальность приключений и реальность в ответ начинает играть с тобой.

Начну я с легендарного места, о котором мало кто знает, даже из местных: Снопово — мы возвращались туда не один раз. Что-то есть в этом скоплении разнокалиберных песчаных карьеров недалеко от города Солнечногорска. По своей работе мне частенько приходилось подрабатывать маркшейдером на карьерах и шахтах в ПМР: я составлял планы развития горных пород, считал объёмы, делал исполнительные сьемки, выносил в натуру границы земельных отводов. Эта история мне близка и понятна, поэтому, когда выпадает шанс прогуляться куда-то на карьер, то я охотно им пользуюсь.

Первая наша прогулка к Снопово состоялась в начале сентября 2020 года. Весёлая и очень дружная компания включала, кроме меня, мою жену Машу и таксу по кличке Ария (она же: Ария Старк, Аря, Арю, Ареометр, Барбосян, Барбосидзе и другие стороны этой многогранной личности). Мы живём в Зеленограде и, первым делом, доехали до станции Берёзки-дачные, 5 остановок на полчаса от Крюково по ж/д Ленинградского направления (сейчас относится к дальней зоне D3). Первая хорошая примета, которая ждала нас на этой станции — вместе с нами вышла походная компания из мелких школьников с рюкзаками и учителя с дресс-кодом Грушинского фестиваля. Мы разминулись тут же в деревне и цели их похода я не узнал, но, по крайней мере, эта встреча уже означала, что в этих местах было, что ловить.

В пяти километрах от Берёзок в сторону Снопово нам встретился первый карьер. Он был давно заброшен и зарос рудеральной растительностью и молодыми деревьями. Рельеф был интересный, в песке имелись глубокие эрозионные промоины, в низинах шумели камыши. Видно было, что этот карьер жители окрестных деревень используют как рекреационную зону: сюда ходят пострелять, поиграть в страйкбол, пожарить мясо, покататься на мотоциклах. По дороге нам встретились несколько страйкболистов и любителей мотокросса. Но этот старый и сухой карьер не был нашей целью, мы просто шли через него транзитом.

Через 2 км от первого карьера начиналась сама деревня Снопово — аккуратный и довольно зажиточный населённый пункт в 125 домов, с хорошей дорогой, воротным колодцем на главной улице, но без магазина. Автобусы до Солнышка ходят 8 раз в день, время в пути 20 минут. Напротив остановки и к востоку от деревни расположена серьёзная и невкусно-пахнущая промка (400 метров в длину) по складированию и фасовке удобрений. К югу простираются километра полтора хорошего леса, за которым, через речушку Лопца (левый приток Истры), расположена деревенька с благозвучным названием Малые Снопы. К северу от Снопово находится действующий карьер на территории километр на километр, примыкающий, почти вплотную, к новой платной трассе М-11.

Мы пришли с юго-востока и собирались дальше на запад. С запада с деревней граничила небольшая здесь речка Истра и остатки Екатерининского канала. Канал этот, сам по себе, штука интересная, до сих пор в той или иной степени сохранился он от Клина примерно до нашего Снопово (кончается на километр южнее – там мы тоже будем проходить), а задумывался канал ещё Петром I, чтобы соединить речку Истру с речкой Сестрой (значит, и реку Москву с Дубной на верхней Волге) для прохода маломерных грузовых барж. Стройку начали только в 1825, закончили в сыром виде примерно в 1845, потратили миллионы серебряных рубликов, а в 1860 всё закрыли и всё имущество канала распродали за ненадобностью. На то время Империи хватало потенциала, который обеспечила железная дорога Москва-Петербург в 1851. Не буду утомлять и так уже длинными примечаниями и закончу нашу передачу «В мире каналов» ярким фактом о том, что современный канал имени Москвы (построен в 1937) обеспечил нашей стране единственный в мире кольцевой пароходный туристический маршрут (Московская кругосветка). Протяжённость этого маршрута составляет около 1800 км, если выйти по каналу из Москвы до Дубны, затем по Волге доехать до Нижнего Новгорода, подняться по Оке до Коломны и опять вернуться по реке Москва до района Щукино.

В Снопово через речку был проложен мостик из просечно-вытяжных металлических листов. Аря (это такса, если кто-то уже забыл) очень не любит ходить по поверхностям, через которые что-то просвечивается, да и для лап мелкие ребристые края отверстий неудобны. Поэтому, сделав пару забавных фоток, пришлось нести её на ручках. А дальше мы увидели высокие отвалы нового карьера. Отвалы были относительно свежие, метров 10 в высоту, на них даже не выросла трава, а время было начало сентября 2020. Что находилось за ними, мы не видели, но у нас не было терпения идти в обход, и мы полезли наверх, чтобы обозреть панораму карьера.

Пейзаж был, поистине, марсианский. Карьер был большой и ничейный. Растительности не было, прозрачная вода соединялась с небом в своей голубизне. Тропинок было мало, людей – совершенно никого. Было такое впечатление, что карьер забросили совсем недавно. На другом берегу (до него было 150 метров) виднелись какие-то кучки строительного мусора, бетонного лома и старых столбов, они немного возвращали нас к реальности из Рио-де-Жанейро, но на нашем берегу всё было чисто. Мы спустились к воде, она была настолько прозрачная, что нам тут же захотелось купаться. Ассоциации были с морем или с каким-то пляжным курортом. Никаких следов предыдущих купаний или посиделок больших компаний заметно не было. Когда я вошёл в воду, то из-за суглинистых неслежавшихся грунтов своими ногами я сразу поднял муть и прозрачность всю она заволокла, по крайней мере, у берега. Зато, я убедился, что до нас сегодня тут никого не было, иначе, взвесь бы просто не успела осесть.

Купальников у нас не было, а место так подкупало своей заповедной дикостью и машиной времени в 90-е, что мы бросились купаться голышом, даже Аря плавала за нами, но потом замёрзла и грелась на солнышке, свернувшись калачиком на чистых вещах (как обычно). Я бы с удовольствием провёл там целый день, но тогда это уже была вторая половина дня и нам нужно было возвращаться к станции.

Чтобы не идти той же дорогой, я рассмотрел на карте другую, которая оказалась линией газопровода (судя по следам земляных работ, тоже проложенного не так давно), ведущей через поля и просеки, главное, в нужном нам направлении. На поле нам встретилось стадо очень любопытных коров и, с непривычки, мы какое-то время не решались пройти сквозь их мычащие ряды. Больше всех возмущалась Аря, но, пока что обошлось без эксцессов.

Дальше газопровод упёрся вначале в то самое устье Екатерининского канала (место где он начинается от речки Истра), водная преграда напоминала больше болото, мы разулись и перешли через неё вброд, а дальше, через 100 метров, мы встретились и с самой Истрой. Которая здесь была довольно глубокая и несколько метров пришлось прям проплыть, держа сухие вещи на вытянутой руке над головой. Но даже на этом наши приключения не закончились. На берег речки выехали всадники на лошадях и Аря начала с ними играть и носиться между копытами, так, что я даже запереживал, как бы не неё не наступили копытом, но всё обошлось. Мы, в общей сложности, прошли около 17-ти километров и успели на обратную электричку в том же месте, сделав полный круг, почти как по Московской кругосветке.

Большое всегда отражается в малом и наоборот, если и большое, и малое – настоящее. Я ещё хочу рассказать, как мы приходили на это же место в 2021 году, в 2022 и как в 2023 году оно пришло в упадок, в связи с бестолковой рекультивацией. Об этом во второй части моих очерков про мой топ лучших мест Подмосковья (их будет много, не только этот карьер, просто мне захотелось рассказать про него первым, он мне подарил очень много радостных эмоций). До новых встреч на канале.