Найти тему
Уникальная Россия

Москва малоизвестная: "Здесь погребена голова инженера...". Тайна одной из самых странных столичных могил

Кладбище - это всегда город в городе. Со своими историями и загадками.

Порой никогда не определишь заранее, к какому памятнику приведёт тебя тропинка некрополя, о чём или о ком поведает то или иное захоронение, какую тайну приоткроет или наоборот, ещё больше в неё погрузит, какое-нибудь захоронение.

Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи
Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи

Так случилось и со мной.

На окраине московского Пятницкого кладбища (это на проспекте Мира, между метро "Рижская" и "Алексеевская") над захоронениями возвышается чёрный обелиск.
Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи
Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи

Его строгость и существенное отличие от памятников-соседей просто манят подойти поближе и узнать, кому же поставлен такой памятник, видимый за десятки метров.

И неподготовленному человеку такой подход точно запомнится. Почему? А потому, что надпись, выполненная ещё дореволюционной орфографией, поведает вам то, чего вы явно не ожидаете.

Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи
Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи

Читаем текст на обелиске: "Здесь погребена голова инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского, казненного китайцами-боксерами в Маньчжурии в городе Ляо-Ян в июле 1900 года. Останки привезены в Россию в 1901 году"

Ну как вам?

Инженер путей сообщения Борис Алексеевич Верховский. Фото из сети
Инженер путей сообщения Борис Алексеевич Верховский. Фото из сети
Дело в том, что на рубеже 19-20 веков императорский Китай представлял собой дряхлую и отсталую (по мнению европейцев) страну. А где слабые - там более сильные всегда готовы поживиться.
Сказано - сделано. Европейские страны начали проникать в Китай, чтобы если не и колонизировать его, как Азию или Африку, то хотя бы сделать так, чтобы все лакомые "плюшки" для себя из него выжать.

В числе подобных желающих была и царская Россия. К тому времени Транссибирская железная дорога уже частью была построена, а частью активно строилась. А что, если не объезжать китайскую Маньчжурию, а проложить жд до Владивостока и арендованного Порт-Артура напрямую, через Китай?

Такие мысли в Петербурге и привели к идее построить КВЖД - Китайско-Восточную железную дорогу, по сути южную ветку Транссиба.

План КВЖД и строительство дороги. Фото из сети
План КВЖД и строительство дороги. Фото из сети
Но не всем китайцам наплыв чужестранцев понравился. Часть населения решила, что все их беды - от пришельцев-иностранцев.

Частью они были правы, поскольку прокладка той же КВЖД приносила разного рода дивиденды строителю, которыми он ни с кем не планировал делиться. По укладу же жизни многочисленных маньчжурских деревень и посёлков стройка сильно ударяла: уничтожались поля, вырубались леса, сносились поселения. Людей прогоняли с их законного места жительства, "даруя" в придачу всевозможные несчастья. С несогласными особо не церемонились, порой их просто убивали.

В итоге в Китае в 1899 году началось восстание ихэтуаней - чудовищное, направленное на всех тех, кто не являлся китайцем. Ихэтуани - это китайские кулачные бойцы, которых европейцы называли боксёрами.
Ихэтуани. Фото из сети
Ихэтуани. Фото из сети

В это время молодой 27-летний инженер путей сообщения Борис Алексеевич Верховский работает на строительстве КВЖД в городе Мукден.

Ему с группой не повезло - боксёры напали на стройку и взяли иностранцев, не сумевших убежать, в плен.

Через какое-то время голова Верховского была то ли выброшена за ворота города Ляо-Яна, то ли повешена на этих же самых воротах.

Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи
Могила инженера путей сообщения Бориса Алексеевича Верховского на Пятницком кладбище в Москве. Фото автора статьи

Спустя год, в 1901 году, уже после подавления восстания, по инициативе матери Верховского голову несчастного железнодорожника привезли в Москву для того, чтобы по-человечески похоронить в фамильной усыпальнице на Пятницком кладбище.

Мне же вспомнились строки:

"Вьются рельсы вдалеке,
И колечком вьется дым.
Мы свою КВЖД
Никому не отдадим".

Вот такая история.

Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!

Отдельное спасибо, что дочитали до конца!