Да-да, вот я наконец-то «докатилась» и до этого. Мало мне было моих «дрессировщических экспериментов» над своими (и не только) животным. Теперь я еще и над людьми их провожу.
Но вы не переживайте. Во-первых, все происходит строго добровольно и исключительно в рамках обоюдного и осознанного согласия. То есть внезапным «подопытным кроликом» во время общения со мной вы точно не станете, можете не волноваться. Во-вторых, я стараюсь, чтобы это отвечало моей любимой win-win стратегии, когда обе стороны (ну или сколько их участвует в том или ином взаимодействии) получали какие-то свои «плюшки» и оставались довольны результатом. А теперь к сути.
Сейчас я провожу собственное мини-исследование в рамках моей магистерской программы по нейробиологии и, конечно, не могла не пригласить поучаствовать в нем Нику и Ваню. Для этого, разумеется, пришлось ездить со мной в Москву, ходить по «подземным лабораториям» и сидеть во всяких шапочках с кучей проводков, которые показывают суммарную электрическую активность нейронов головного мозга. Вы же помните, что «тот, кто любит… […должен разделять участь того, кого он любит»*, - напоминаю я на всякий случай]. А если ваш друг нейробиолог (или хотя бы недонейробиолог и пусть даже пока только учится на него), то тогда держитесь… Впрочем, кажется, ребятам понравилось (по крайней мере я искренне на это надеюсь). Конечно, я бы и с лошадьми, и с собаками с удовольствием исследования провела, но, боюсь, у нас бы возникли некоторые сложности с посещением лаборатории, не говоря уже про установку необходимой измерительной аппаратуры на животных. Так что пока я «балуюсь» подобным образом лишь с людьми. Ну а дальше…
А еще я на себе ощутила, что когда занимаешься исследованиями, то время летит незаметно. И теперь понимаю (хотя бы отчасти) ученых, которые дни и ночи проводят в лабораториях и даже забывают поесть (я бы точно была таким ученым). Когда ты постоянно занят какими-то измерениями и продумыванием эксперимента, а потом анализом полученным данных, и при этом тебя еще и не отвлекают постоянные звонки и сообщения (я не шутила про «подземную лабораторию»), то 5 часов пролетают как один миг.
И, кстати, я воочию убедилась, почему различные виды наказаний вообще никак не способствуют качественному и творческому процессу обучения (а лишь мешают на самом деле). А положительное подкрепление, наоборот, стимулирует решение задач. Собственно, на исследовании этого у меня и был построен эксперимент. Но не обо всем сразу. Мне еще предстоит скрупулезно проанализировать полученные данные.
А пока придется просто поверить мне на слово. Ну или приехать в гости, и тогда я смогу рассказать – и даже продемонстрировать! – немного больше.
*М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно, приезжайте в гости!