Найти в Дзене
Стекло Алексея Зеля

Хрустальная «Весна». Еще один скрытый шедевр из личной коллекции художника Алексея Зеля

"Весна", 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля
"Весна", 1984 г. Кварцевое стекло. Автор: Алексей Зеля

У каждого успешного художника есть работы, неизвестные широкому кругу зрителей, так называемые «скрытые шедевры». В основном они находятся в частных коллекциях и не демонстрируются в музеях и на выставках.

Многие произведения моего отца Народного Художника России Алексея Зеля оказались в собраниях предметов искусства «сильных мира сего». Так распорядилось время. Сначала он творил по госзаказу для госчиновников и зарубежных высокопоставленных лиц. Затем, в тяжелые для нашей страны 90-е, был вынужден продавать свои шедевры, чтобы накопить денег на строительство загородного дома с кварцедувной мастерской.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что Алексею Зеля пришлось расстаться с доброй половиной своих стеклянных творений. Сколько их них существует и поныне? Это сложный вопрос. Далеко не все. Наш опыт показал, что без должной заботы и бережного отношения стеклянные изделия недолго живут в частных руках.

Однако, на месте поклонников творчества Алексея Зеля я бы не стала сильно расстраиваться от того, что они никогда не смогут увидеть все работы мастера-кварцедува. Самые удачные и лучшие вещи отец оставлял для собственной «выставочной» коллекции. А с отдельными, глубоко личными, просто не мог расстаться.

К категории последних я бы отнесла стеклянную композицию «Весна», которая была настолько дорога автору, что практически не покидала нашей московской квартиры. (Пишу «практически», потому что не помню, кажется в 1988-м она присутствовала на той памятной выставке в павильоне «Цветы», за которую папа получил почетную Золотую медаль ВДНХ).

Тут вы можете возразить, что точно видели эту работу Алексея Зеля и никакой она не «скрытый» шедевр. А я отвечу – это потому, что она стала излюбленным объектом для фотографии у приходящих в наш дом журналистов. К тому же она присутствует в старом выставочном буклете художника. Вы выдели ее на фото!

"Весна" на фотографиях разных лет, иллюстрациях в прессе и в выставочном каталоге
"Весна" на фотографиях разных лет, иллюстрациях в прессе и в выставочном каталоге

Чем интересна стеклянная «Весна»

Я часто повторяюсь, что про каждое произведение моего отца могу рассказать отдельную историю. Чего же такого интересного можно поведать о «Весне», которая 40 лет не покидала городской квартиры семейства Зеля?

Несмотря на то, что на долю «Весны» не выпало приключений, с которыми на протяжении 25-летнего турне по городам России в составе передвижной выставки сталкивались стеклянные изваяния Алексея Зеля, у нее есть свои любопытные особенности.

«Весна» уникальна тем, что в ней мастер-кварцедув впервые использовал ряд технических и композиционных приемов, получивших широкое развитие в последующих произведениях

Например, в «Весне» Алексей Зеля впервые «закрыл» стеклянную композицию в кольцо. Получился уютный микромир, прикрытый веткой цветущего дерева. Ящерка оказалась в центре природного уголка, да и мы, зрители, тоже стали участниками происходящего - словно подглядываем за ней из травы с одуванчиками с «лягушачьей» перспективы.

Похожая схема расположения ключевых элементов в будущем будет реализована у «Корзины с птенцом», в «Воришках», «Паутинке» и «Коралловом рифе».

"Весна" (1984 г), "Коралловый риф" (1991 г)  и "Корзина с птенцом" (1987 г)
"Весна" (1984 г), "Коралловый риф" (1991 г) и "Корзина с птенцом" (1987 г)

Кроме того, в «Весне» мастер реализовал один из самых важных технических приемов, повлиявших на образ большинства его будущих произведений.

Алексей Зеля долго искал оптимальный вариант подставки-основы. Размещал свои изваяния на кусках кварца, на трубках, линзах, листовом материале. Ни один из этих опытов не приносил ему полного удовлетворения – то не хватало устойчивости, то бежали трещины, возникала опасная хрупкость. И только попробовав «наборную» основу художник нащупал путь к решению проблемы.

В «Весне» мы с вами видим прототип той самой идеальной базы. Позже идея разовьется в прекрасные и совершенные в своем исполнении подставки, способные выдержать такие крупные (и тяжелые) скульптуры как «Каракумы весной», «Гимн травам», «Аллея Керн» и «Золотой петушок».

Фрагменты произведений Алексея Зеля
Фрагменты произведений Алексея Зеля

Еще одно нововведение касается матовых цветков вишневого дерева. У художника имелась возможность использовать для них белый непрозрачный кварц. Но тогда была бы утрачена воздушность стеклянной фигуры, а внимание зрителя, которое по задумке автора должно фокусироваться на ящерке, рассеялось.

Чтобы не перегружать композицию белым кварцем Алексей Зеля прибегнул к матированию задней стороны прозрачных лепестков. Получилось что-то среднее – не бесцветное и лишь слегка беловатое.

Для этих целей моему отцу потребовалось установить в мастерской новое оборудование – притирочный шлифовальный станок. Благодаря ему, вскоре, вслед за «Весной» на свет появился красавец «Фрегат» с матовыми парусами, а после еще много других фигур и составных элементов с матовой шлифовкой.

Фрагмент композиции "Весна" Алексея Зеля
Фрагмент композиции "Весна" Алексея Зеля

И, наконец, одуванчики. У многих поклонников творчества Алексея Зеля стеклянные «Одуванчики» - любимое произведение. А начало им было положено здесь, в композиции «Весна». Технологию, как выплавить из кварца эти «желтые солнышки», мастер придумал в 1984 году и тут же внедрил в свое новое изделие.

Со временем он «откатал» эту технологию до блеска, и те «Одуванчики» (2007), которые вы можете увидеть в «Музее стекла Алексея Зеля» в Калуге, доведены автором до совершенства.

Ну а эти, первые в своем роде одуванчики из кварцевого стекла, более простые и немного нескладные. Правда, на момент их появления на свет никто ничего такого не заметил. Ведь это была очередная победа мастера-золотые руки над сложным тугоплавким материалом! Помню, когда папа принес их домой, мы собрались вокруг и заворожено смотрели то на ящерку, то на цветы, и казалось, что это какое-то волшебство, нерукотворное чудо.

"Весна" (1984) и "Одуванчики" (2007) художника-кварцедува Алексея Зеля
"Весна" (1984) и "Одуванчики" (2007) художника-кварцедува Алексея Зеля

Согласитесь, неплохой список нововведений и все в одной скромной домоседке! Мне осталось ответить на вопрос, отчего же «Весна» все эти годы не участвовала в выставках. Я оставила его напоследок, потому что здесь нет точного однозначного ответа, лишь догадки.

Скорее всего, причина кроется в большой декоративности и камерности стеклянного изделия. Большинство работ моего отца крупные и не подходят для украшения интерьеров типовых городских квартир. А «Весна» в своем прозрачном защитном кубе всего 40х40 см. Ей отвели место на буфете в комнате родителей художника, и она так удачно вписалась, будто всегда там и находилась. Пенсионеры ее полюбили, небольшая композиция стала частью их жизни. Думаю, папа просто не хотел лишать их удовольствия ежедневно ей любоваться и радоваться успехам сына.

Понравилась статья? Не забудьте поставить палец вверх, это поможет продвижению моего канала!

Мой отец был уникальным Мастером, создавшим множество прекрасных произведений из кварцевого стекла. Если вы интересуетесь искусством, подпишитесь на телеграм-канал: https://t.me/alexey_zelya чтобы узнать больше о его жизни и творчестве!