Представить себе сейчас приезд какого-то нашего соотечественника из другой страны, который вызвал бы ажиотаж хотя бы отдаленно схожий с тем ажиотажем, который царил вокруг возвращения Солженицына невозможно. Сменилось не просто время, сменилось несколько исторических эпох. И во-первых подобных писателей там попросту не существует, во-вторых сейчас уже ясно кем являлся Солженицын с его произведениями. Вся эта претензия на совесть народа не более чем красивая поза, с помощью которой он зарабатывал деньги. В зарабатывании денег нет ничего плохого, вопрос в том каким путём он достаются. Солженицын смог ловко создать из себя образ мученика и упаковывал свои произведения в мифические исторические очерки. Только вот художественная литература к истории имеет косвенное отношение. Потому мне проще относить его в разряд писателей фантастов, а не историков.
Естественно мне крайне сложно судить о том, почему его так широко принимали в бывшем Советском Союзе, когда он вернулся. Однако догадаться можно. На смену одной системе приходила новая и было непонятно во что всё это превратится. За себя Солженицын не волновался потому собственно он и вернулся, но наверняка, будучи человеком неглупым он подозревал, что вместо сильной страны образуется гора осколков, где начнётся передел не только власти, но и собственности. Все-таки он жил в капиталистическом мире не один год и прекрасно знал, что несёт в себе этот мир.
Однако этот же мир его научил тому, что всё можно продать и купить. Это у большевиков была идея, за которую они шли хоть в тюрьмы, хоть на каторгу. У капиталистов на первом месте стоит прибыль. Потому он и смог так ловко встроиться в новые реалии. Книжки издавались, авторитет раздувался с помощью телевизора и газет. Катайся себе по стране и толкай речи. Он стал настоящей звездой и получил такую известность, о которой, наверное, не мечтал и Есенин. Его-то ведь и на западе активно печатали, да ещё и премию дали. Тогда советские люди ещё наивно думали, что она даётся за литературные заслуги.
Как мы уже знаем теперь, вовсе не за литературу ему выдали эту самую премию. Если почитать что именно говорил на западе Солженицын о своей стране, то можно ужаснуться. Однако Советский Союз прекратил своё существование и на месте старых героев должны были появиться новые. Вот таким героем и стал Солженицын. Несомненно, он понимал, что любому государству требуется свой пантеон героев. Туда он стремительно и вошёл.
Если рассматривать его произведения с точки зрения литературы, то каких-то невероятных сюжетов у него нет. Никогда мне не был близок и его язык. Тот же Лимонов писал куда ярче, а уж угнаться за Довлатовым и вовсе в плане языка нереально. Солженицына приходилось читать так, словно я пробирался через какой-то колючий кустарник.
Да, естественно я читал десяток его рассказов и роман «В круге первом» и повести. Ту самую, которая вызвала в своё время нездоровый ажиотаж я тоже, конечно же, читал. Вот только я читал и Лимонова и Довлатова и Ерофеева и Ефремова. То есть с чем сравнивать, мне есть. Да и неспроста же о жизни Солженицына крайне нелестно отзывался Варлам Шаламов, который строго говоря, разрабатывал те же самые темы в литературе. Да и жизненный опыт у него был не менее богатый.
Вот только 90-е годы вынесли имя именно этого писателя на вершину литературного олимпа. А теперь ответьте мне один простой вопрос. Хорошо, новой власти требовались свои герои, но что именно должен был воспитать Солженицын в своём читателе? А воспитывал он негатив к советской части истории. Тогда это было модно, но в перспективе это не могло принести ничего хорошего. При этом стоит учитывать тот факт, что масса других писателей оказались банально задвинуты куда-то на задворки. Тот же Юрий Бондарев как писатель был ничуть не хуже Солженицына и владел мастерски языком. Только кто его помнит-то? Начиная с 90-х годов, он будто перестал существовать в информационном пространстве. А человек всего лишь говорил правду об СССР. Ту правду, которая была неудобна для Ельцина, его команды и естественно Солженицына.
Весь этот триумф наглядная иллюстрация того как СМИ могут сделать из человека огромную звезду. Ну не было бы вокруг Солженицына такого ажиотажа, если бы народ не накачивали этим персонажем. И скорее всего его бы вообще сейчас мало кто помнил. Но если человеку давать на западе премии, крутить по телевизору и устанавливать памятники то обязательно будет результат. Вот мы и видим сейчас, как его произведения сейчас кто-то воспринимает всерьез.
Не произведения десятков литераторов писавших правду о Советском Союзе, а обычного писателя средней руки, который если убрать весь информационный шум, не так уж и хорош. Тем более у него был явный дефицит с темами и сюжетами для своих книг. А это как раз и говорит о том, что Солженицын не был великим писателем. Просто он оказался в нужном месте, в нужное время и кое-что понимал в маркетинге. Благо на западе у него было время ознакомиться с азами этого искусства. Этим и объясняется его триумф.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.