Найти в Дзене

Полшага в сумерки. Кавайный хоррор арт-группы "Куб"

Сегодня расскажу о моих давних знакомых, да собственно о друзьях-художниках, с которыми мы вместе сделали не одну выставку по стране. Знакомьтесь: пермская арт-группа "Куб". Ребята не сильно молодые, но их искусство вполне себе молодо. Их работы нельзя отнести к актуальному искусству, скорее наоборот, они горазды показать большую фигу современным художникам и замутить что-нибудь совершенно легкомысленное, но не лишенное при этом философичности. В проекте "Полшага в сумерки", с которым я хочу вас познакомить, примерно такая позиция и выражена: вместо истовой баллады о детстве, проведенном в тоталитарном государстве, они исполняют частушки о монстрах, живших под кроватями и заглядывавших по ночам в окно. Днем дети и взрослые живут в одном мире, наполненном привычными вещами и абсолютно предсказуемыми ежедневными заботами. Дом — это дом, шкаф — это шкаф, завтрак — это завтрак. Предметы и события равны себе, как бы мы к ним не относились. Но с наступлением сумерек мир, в котором живут дети

Сегодня расскажу о моих давних знакомых, да собственно о друзьях-художниках, с которыми мы вместе сделали не одну выставку по стране. Знакомьтесь: пермская арт-группа "Куб".

Арт-группа "Куб". Слева направо: Юрий Смирнов, Юрий Шикин, Егор Субботин.
Арт-группа "Куб". Слева направо: Юрий Смирнов, Юрий Шикин, Егор Субботин.

Ребята не сильно молодые, но их искусство вполне себе молодо. Их работы нельзя отнести к актуальному искусству, скорее наоборот, они горазды показать большую фигу современным художникам и замутить что-нибудь совершенно легкомысленное, но не лишенное при этом философичности. В проекте "Полшага в сумерки", с которым я хочу вас познакомить, примерно такая позиция и выражена: вместо истовой баллады о детстве, проведенном в тоталитарном государстве, они исполняют частушки о монстрах, живших под кроватями и заглядывавших по ночам в окно.

-2

Днем дети и взрослые живут в одном мире, наполненном привычными вещами и абсолютно предсказуемыми ежедневными заботами. Дом — это дом, шкаф — это шкаф, завтрак — это завтрак. Предметы и события равны себе, как бы мы к ним не относились. Но с наступлением сумерек мир, в котором живут дети, становится иным, он наполняется образами живущих в темноте монстров.

-3

Двери комнат и шкафов, окна, пространство под кроватью, любой темный угол — все выворачивается наизнанку, открывая тайные проходы в призрачный мир, населенный чудовищами.

-4

Те, чье детство пришлось на советский период наверняка помнят короткие рассказы-страшилки про Черную Руку, Красное Пятно, Зеленые Пальцы, Желтые Глаза, Летающую Простыню и прочую городскую нечисть.

-5

Дети рассказывали их друг другу в темноте, когда рядом не было взрослых. Парадоксальная деталь, повторяющаяся в этих рассказах — яркие цвета скрытого в темноте мира, легко различаемые героями страшных историй.

-6

Проект арт-группы «КУБ» - символическое путешествие в мир детских фантазий и страхов, в ходе которого художники позволяют сумеречным чудовищам показать себя, восстанавливая их в правах, тогда как по мере взросления мы убеждаем себя, что страшную тень отбрасывает висящее на вешалке пальто, а странные звуки издает текущая по батареям вода.

-7

В серии работ «Полшага в сумерки» за тенями и звуками зритель находит именно монстров. Потому что мы не только боялись их увидеть, мы всегда хотели их увидеть. Потому, что они часть нашей веры в чудо.

-8

Произведения, представленные на выставке не отсылают зрителя к каким-то конкретным персонажам детского хоррора. Прямолинейная реконструкция образов «черной руки» или «красного пятна» не отражала бы сути детского воображения, не скованного требованием соответствия изображения оригиналу.

-9

Образы монстров эклектичны, они напоминают иллюстрации детских книг, комиксы, аниме — все, что дает пищу для воображения современного ребенка.

-10

Кроме того, проект отражает и взрослый взгляд на вселенную «сумеречных» детских мифов, куда взрослые добавляют своих монстров в качестве «воображаемых воспитателей».

-11

Если говорить о "вещественной" стороне работ, то это смешение разных изобразительных техник и материалов. В конечном счете их можно считать скорее графикой, чем живописью, поскольку выполнены они акриловыми красками на бумаге, закрепленной на фанерном каркасе. Помимо красок использованы поталь, тушь, сухая игла и кое-где аппликация.

-12

Помимо станковой графики, для проекта был изготовлен объект "Портал", напоминающий не то шкаф с глазком, не то входную дверь. Посмотрев в глазок, можно увидеть монстров, разглядывающих тебя в глазок с другой стороны двери. А, обойдя "Портал", можно лицезреть эту компанию на задней стенке инсталляции.

Выставка "Полшага в сумерки" была показана в музее современного искусства "Эрарта" в 2020 году. Интересным дополнением был конкурс страшных историй из жизни современных детей, где от красных рук, черных перчаток и желтых пятен не осталось и следа. Приведу несколько для примера.

-15