Наконец-то, это случилось: Александр Француз выпустил третью, «Красную» часть «Пазла». Если, первая, «Зеленая» часть была записана группой «Француз и Обормоты», а вторая – «Жёлтая», студийным проектом «Уши band», то для финала Француз решил смешать оба коллектива в жесткий коктейль. То, что получилось в итоге – превзошло самые смелые ожидания.
«Красный» получился действительно концептуальным альбомом, составляющим единое целое в музыкальном и текстовом плане. Каждая песня не просто вытекают одна из другой, а словно бы продолжают мысль, заложенную в предыдущей. Это действительно, «Пазл», в котором каждый фрагмент настолько плотно подошёл к четырем другим, что вместе они составляют единую картину.
Но это вовсе не значит, что эти песни нельзя слушать без общей привязки. Даже по отдельности, каждая из них – это шедевр. Но только при общем прослушивании видишь общие мотивы в песнях «Ты мне поверь» и «Там». Словно обратной стороной для них служит «Весна». А финальная композиция «Прощай» - прекрасно проводит под ними логическую черту. Но и «Вставай на лыжи» не выбивается из общего контекста, более того именно она и задает общий ритм всего альбома.
Кстати, именно «Вставай на лыжи» была первой композицией с которой началось моё знакомство с творчеством коллектива «Француз и Обормоты». В далеком 1996 г., мне тогда ещё школьнику, попалась кассета с самопальным сборником андеграунды групп Тюмени. «ФиО» на нём были представлены тремя песнями «Мальчик», «Сексуальные танцы» и собственно «Лыжи». Первыми двумя я проникся несколько позже, но вот именно при первом прослушивании «Вставай на лыжи» зацепила больше всего. При том, что у эта песня несла в себе довольно большой смысл. Но не зря же в ней поется, что «попадаешь в объятья прожитых лет». За прошедшие годы этот смысл стал в ней ещё более актуальным. Только если тогда она воспринималась больше как стеб, то теперь в ней прослеживается даже нечто зловещее несмотря на весёлое ска-панковое звучание. Сегодня уже мало кто может написать такой прекрасный качественный «эзоповский» текст, что бы всем было понятно о глубоком содержании. В итоге эта композиция из далекого прошлого стала по сути своей самой злободневной на альбоме.
Но и другие композиции наполнены смыслом и актуальностью не меньше. Почти хардовая заглавная «Ты мне поверь» наверное самая тяжелая вещь в творчестве Француза. «Завтра будет поздно о чём то жалеть… Завтра будет не о чем петь» - четкая передача того, что происходит и что нас ждёт. Это картина того что нас окружает. По-моему, еще ни когда Француз в своём творчестве не был так злостно актуален, что подчеркнуто его почти стальным вокалом в этой композиции. «Похмельное лето», которое уже «никто не спасёт» - жесткая картина окружающего мира. И чем больше слушаешь эту песню глядя на окружающую действительность, то тем больше понимаешь, что выхода из этого всего нет.
По сути, про это же и песня «Там». Но это уже личная, глубокая трагедия автора. То что он пережил выплеснулось в строки. Это можно только пережить, что бы так мастерски смешать романтизм куплетов и подлинную трагедию припева. Надрыв, с которым Француз поет «Она с каждым годом всё дальше и дальше» проникает в самую глубину души. Появление этой песни было неизбежно и я уверен, что «конверт с тёплым дыханием» всё-таки достиг своего адресата. Не смотря на весь трагизм, это именно та песня альбома, которую хочется переслушивать снова и снова.
Прямо противоположной в эмоциональном плане звучит «Весна». Веселый диско фанк с элементами латино, мелодия вместе с добрым текстом о том, как герой везде встречает «свою весну». Они нужны друг другу, они чувствуют друг друга. «Не будет больше стужи» - они нашли друг друга. Весна победила. Такое можно написать только когда действительно чувствуешь весну в душе, когда наполнен ей. Однако всё-таки автор терзается вопросом «Но только почему иногда…» Эта недосказанность и придает ощущение той конечности, которую мы услышали еще в первой композиции. Жаль только, что весна, как и любое время года не бесконечно…
Потому-то и завершается альбом лирической «Прощай». Вообще, что бы оценить в полной мере эту композицию нужно посмотреть видео на неё. Перекликание клавиш и вокала Француза создает прекрасную тему любви к музыке. Обратится к ней, словно к живому человеку, может только тот, кто в полной мере проникся ей, ощутил всю полноту, научился понимать. Не случайно ведь в ней поется «Забей на меня, и мы останемся вместе». Это полная оптимизма композиция, которая незримо возвращает как к предыдущей «Весне», так и ко многим другим предыдущим композициям из репертуара «Француза и Обормотов». Фраза «Летом всегда за***сь» - это ключевая мысль не только композиции, но и всего альбома. Тонкая лирика, легкая мелодия, почти осязаемые образы, позитив несмотря ни на что – лучшего финала было не придумать не только для этой части, но и для всего «Пазла».
Если спросить какая песня в «Красном» мне понравилась больше всего, то это будет трудный выбор. Каждая из них получилась по-своему прекрасной. Гармоничное сочетание музыки, текста и исполнения в каждой из них. Каждый инструмент, включая орган звучат идеально. Эмоциональный рисунок каждой композиции замечателен по своему, но вместе они звучат намного сильнее. Все пять песен – отдельные составляющие мира Француза, которые он сумел гармонично воплотить. В итоге получился зрелый гармоничный альбом, который точно ни кого, из послушавших его, не оставит равнодушным.
ПыСы. Историю о том, как автор слушал самый интересный альбом «Француза и Обормотов» в зимней электричке читайте в посте