Найти тему

Театр "Модерн" "Пётр I"

Это десятый спектакль театра "Модерн", который смотрю в этом сезоне и,кажется, уже не хватит словарного запаса, чтобы выразить восхищение масштабом и грандиозностью постановок Юрия Грымова. Но каждый раз эмоции переполняют настолько, что хочется ими делиться.

Каков он - Пётр I без лоска, отполированного прошедшими столетиями, без приукрашенной истории и глянца юбилейных дат? Каков был он для тех, кто жил на изломе 17-18 столетий? Кем был этот человек для своих современников, жён и детей? Юрий Грымов предлагает задуматься над эти вопросом своим зрителям и ответить на вопрос антихрист или Христос - руководитель всех деяний этой исторической фигуры.

Спектакли театра "Модерн" всегда начинаются с логотипа на закрытом занавесе, в этом раз на полотне мелькает отсчёт времени, высвечивая ключевые даты истории государства. Отсчёт идёт в обратном порядке, и зрители из 21 попадают в 17 век.

Неукротимая Софья вновь подстрекает стрельцов к мятежу, но и этот бунт подавлен, а по возвращении Петра в Москву начинаются пытки и казни. «Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь». Царицу Евдокию Федоровну отправляют в Суздаль, в монастырь, а её место занимает беззаконная «кукуйская царица» Анна Монс.

Натуралистичные трупы повешенных стрельцов раскачиваются под сводом сцены, вставшие на колени просящие на своих спинах несут обветшалые монастыри, притрушенные землёй деревни, заброшенные кладбища с крестами.

Юрию Анпилогову достаётся титаническая ответственность за создание образа Петра. ведь актёр создаёт не классический образ царя-реформатора и просветителя, а грозного самодержца "Антихриста, сиречь слугу дьявола", ведущего паству не к свету, а к тьме. Высоко сидит Пётр I, корона на нём, а сияния нет. Распекает он казнокрадов, взрощенных им самим, самолично стрижёт бороды боярам, собственными руками наживо вырывает зубы у солдат ("Чтобы шведа бить- орлы нужны. Если у солдата зуб болит - это не орёл"), пытает на дыбе вольнодумцев, убивает собственного сына Царевича Алексея (Владислав Свиридов) и неродившегося внука. Кто не был из царей в России развращен? СтОит ли перечислять список злодеяний?

Ассамблея назначена, сенаторы идут, и на сцене появляются дамы и господа в парчовых платьях и костюмах, украшенных множеством драгоценных камней, в высоких париках (чем сановнее чин, тем выше парик).

Спектакль соткан из множества эпизодов, ярко поставленных в мизансценах, чётко определяющих историческую эпоху, наполненных тайного/явного символизма или конкретики.

Как и во всех постановках театра "Модерн" световое решение играет главную роль в действии и становится элементом сценографии. 'Исповедаться хочу", и свет лучом озаряет лицо просящего, обнажая и его душу.

Необыкновенно талантливая Ирэна Белоусова (художник по костюмам) создаёт галерею великолепных, блистательных убранств для представителей всех сословий- от духовенства до крестьянства. Музыкальное сопровождение подчёркивает драматизм разворачивающегося на сцене действа. Спектакль, как и всё постановки Ю. Грымова, очень кинематографичен.

Многочисленный актёрский состав отличается талантливым исполнением как главных, так и эпизодических ролей. В постановке нет ни одного лишнего движения или детали, всё служит для раскрытия образа самодержца.

После спектакля не остаётся ни одного равнодушного зрителя в зале, каждый старается найти правду и вымысел в традиционно- привычном глянцевом образе Петра I. Хочется выразить слова благодарности Юрию Грымову, всему актёрскому составу, создателям и постановочной группе спектакля за создание грандиозной исторической драмы на сцене театра Модерн.

За приглашение благодарю сообщество Москвалюблю и лично Марина Казакова , Ирина Аренкова , Ирина Сычева

#театрмодерн #петр1 #московскиеблогеры #театр #московскийтеатр #ЮрийГрымов

#moskva_lublu #moskvalublu