Эту научно-фантастическую драму поставил испанский режиссёр Кике Маильо (Kike Maíllo). Выпускник Высшей школы кино Каталонии (ESCAC), он начал свой творческий путь с рекламной деятельности, а чуть позже снимал музыкальные видео.
Рекламные кампании он создавал для кинофестивалей и учреждений культурного характера, а параллельно он написал сценарий для своего второго короткометражного фильма (первый был выпускной). Его второй фильм назывался "Собаки Павлова" (2003, Los perros de Pavlov). Фильм получился успешным – участвовал в сорока фестивалях и получил два десятка наград.
Премьера фильма “Ева: Искусственный разум” состоялась в октябре 2011 года. Это его полнометражный дебют. Он завоевал пять премий Gaudí и три премии Goya (в том числе “Лучший режиссёр-новичок”). Кстати, музыку для этого фильма написали Евгений и Саша Гальперины, выходцы из Советского Союза – на их счету также сериалы “Сцены из супружеской жизни” (2021), “Отыграть назад” (2020) и “Оленёнок” (2024), который сейчас рекомендуют все ото всюду, и такие драмы, как “Тело Христово” (2019) и “Уроки фарси” (2020).
Сюжет
Действие разворачивается в недалёком будущем, когда соседство людей и роботов, в том числе человекоподобных, стало обычным делом. Но роботы ещё неидеальны, есть фактор непредсказуемости, и в критической ситуации, когда нужно нейтрализовать его, человек использует фразу: “Что ты видишь, когда закрываешь глаза?” После этого настройки сбрасываются полностью, и робота необходимо будет обучить всему заново.
Талантливый инженер-разработчик Алекс Гарель (Даниэль Брюль) возвращается в свой город, где учился, влюбился и работал, спустя десять лет после странного бегства. Его пригласила Хулия, декан робототехнического факультета университета Санта-Ирене, чтобы он доделал свой старый проект – робота-ребёнка модели SI9. Модели не хватает программы эмоциональных реакций. Алексу нужно изучить разных детей, чтобы выбрать того, кто стал бы хорошим прообразом для эмоционального интеллекта модели SI9.
Но не только с работой встретился Алекс, когда вернулся. Десять лет назад он бросил Лану Леви (Марта Этура), они были влюблены друг в друга, хотя это не помешало Алексу бросить девушку. Лана сошлась с Давидом (Альберто Амманн), братом Алекса и тоже учёным. И теперь Давид и Лана воспитывают дочь Еву (Клаудия Вега), которая странно похожа на Алекса.
Мысли и впечатления после просмотра
Это, на самом деле, очень интересный фильм. Вроде бы и простой, но при ближайшем рассмотрении оказывается не таким поверхностным. Он менее мудрёный, чем “Из машины” Алекса Гарленда, но в целом они друг друга дополняют. Их объединяет общая тема исследования искусственного интеллекта и последствий от него в жизни реального человека, но делают они это по-разному.
Также прослеживается один момент, который отличает человека, одарённого способностью создавать что-то реально сложное, что возвышает его над себе подобными. У человека есть смертный грех – это тщеславие. Он всеми силами старается достичь уровня, благодаря которому затмит ближнего. Но порой ему хочется превзойти и Бога. Пытаясь создать робота, который станет похожим на человека, но с лучшими характеристиками, по-моему, и есть самая настоящая попытка сравняться с Создателем, занять его место, считая, что у того результат вышел слабее. Будь то “Ева: Искусственный разум”, будь “Из машины” – разработчики из обоих фильмов совершенствуют технологию так, чтобы она стала лучше человека, но всё же сохраняла его черты.
В “Еве: Искусственный разум” сильнее ощущается противопоставление технологии и живого человека (в “Из машины” всё же акцент исключительно на роботе Аве и том, умеет ли она думать и чувствовать).
Опять же, когда человек создаёт робота по своему подобию, логично ожидать подвоха, что он пойдёт против создателя, пытаясь его “распять”.
В мире, созданном в драме Кике Маильо, роботы уже живут среди людей. У Алекса есть кот Грис – по его словам, незаконная модель, потому что он свободный, делает, что хочет. В помощь Алексу присылают модель SI7 по имени Макс, разработанную командой Давида Гареля. Макс выглядит обычным человеком, но умеет намного больше – он готовит, наводит порядок в доме, умеет чинить всё подряд и знает двадцать девять языков. Его эмоции можно регулировать – обычный уровень равен 6, а, если нужно использовать Макса как собеседника в минуты уныния, то его уровень повышается до 8.
Люди остаются людьми и в этой истории. Они ищут способы, чтобы управляться с роботами, наделяют их пакетом эмоций, но по-прежнему (в этом недалёком будущем) они жестоки друг к другу, по-прежнему не умеют разговаривать и не причинять друг другу боль. Алекс бросил Лану, Давид остался рядом и старался стать для неё другом-утешителем.
Образ Давида в этой истории оказался самым несчастным, на самом деле. Сначала он кажется чуть ли не подлецом, кто занял место своего брата, как только тот исчез из города. Он сам о себе говорит, что он талантливый, ему важна слава, он называет себя красивым, давая понять, что из двух братьев именно ему достались самые яркие данные, а к Алексу ушли скромность, но и исключительный дар (всё же тут Давид признаёт, что брат его обходит по способностям). В реальности же Давид – лишний человек, а все его слова про свои достоинства – бравада. Он проходит фоном не только в сюжете, являясь второстепенным персонажем, но и в жизни Ланы и Алекса он был “костылём”, как обходной приём программистов, служащий лишь временным решением.
Алекс появился снова, спустя десять лет, произвёл впечатление на Еву, ‘дочь’ Давида и Ланы, он снова внёс смуту в душу Ланы, и при этом не считал нужным рассказывать что-то о себе. “Сплошные загадки”, саркастически заметил Давид на то, что его брат ничего не хочет о себе рассказывать.
В девочке Еве тут главная загадка (почему она такая необычная на фоне всех детей, что привлекает внимание учёного Алекса?). Она не принимает Давида, называя его всегда по имени, но Лану она называет мамой. На одной из прогулок с Алексом Ева сказала, что Давид живёт отдельно, потому что знала, что Алексу будет приятнее это услышать, чем знать, что у Гарелей полноценная семья. Ева откровенно предпочитает компанию неизвестного ей ранее Алекса, а не Давида, кого она знает с ‘рождения’. Но Лана прекрасно знает, почему это происходит именно так. Ева создана по образцу Ланы и Алекса, а Давид тут вовсе не причём. Он лишь временная поддержка, пока Алекса не было в городе.
В конце фильма Ева просит, чтобы Алекс прочитал ей сказку “1000 и одна ночь”, которую ей читала мать. Принц приходит к принцессе, чтобы убить её, а она рассказывает ему сказки без конца, чтобы он её не убивал. На первом плане упоминание этой сказки служит намёком на то, что Ева не хочет участи, которая ждёт каждого робота, представляющего опасность, но дополнительно эта сказка является отображением участи Давида Гареля в этой истории. По сути, возвращение Алекса стало для Давида нежеланным финалом одной из сказок в “1000 и одной ночи” – его вычеркнули, но также его возвращение – это и аналог фразы “Что ты видишь, когда закрываешь глаза?” Теперь Давид остался наедине с собой и ему придётся заново выстраивать свою жизнь.
Получается, главный герой этой истории Алекс Гарель – это злой гений, хотя он не делает классических плохих вещей. Но он очень эгоистичный, зацикленный на себе и технологиях, ладящий с ними лучше, чем с людьми.
Люди жестокие, а роботы – это выжимка самого практично-полезного от них. Думаю, так можно одним предложением описать идею драмы “Ева: Искусственный разум”.